Чем заняться уфимцу в свободное время? На первый взгляд, вариантов масса. Посмотреть увлекательный фильм в комфортабельном кинозале, посидеть с друзьями в шикарном ресторане с огромным выбором блюд и отличным сервисом, «забуриться» в ночной клуб в попытке растрясти накопленные за зиму килограммы, погонять бильярдные шары, пойти на концерт… Еще проще – остаться дома, включить ноутбук и, открыв любимую социальную сеть, впиться взглядом в экран.
Но все это в итоге надоедает и, разглядывая в зеркале свою грустноватую, слегка недовольную физиономию, в конце концов, понимаешь – чего-то не хватает.
Чего же?
Побывав по редакционному заданию на Уфимском конезаводе № 119, я нашла ответ на этот вопрос. И этим пониманием готова поделиться с читателем.
- Изначально конный завод № 119 был создан для разведения русской рысистой породы, - рассказывает историю своего предприятия главный зоотехник Акрам Хусаинов. - Завод находился в подчинении Минобороны и готовил лошадей для командного состава Красной Армии.
Позже завод стал изготавливать кумыс для рабочих и крестьян во время сенокоса и полевых работ. А затем – и на продажу. В 1959 году здесь сформировалась кумысная ферма. А спустя время возникло племенное хозяйство по разведению лошадей башкирской породы.
Чем занимается завод на сегодняшний день?
- Основная задача конезавода - производство чистопородных лошадей. Смысл в том, что лошадь конкретной породы должна обладать вполне определенными качествами, - объясняет директор Уфимского конезавода Радиф Халиков. – И во времена Советского Союза, и сейчас конный завод № 119 остается единственным хозяйством в России, которое занимается исключительно лошадьми.
Для сравнения – Московский конезавод имеет около четырех тысяч гектаров земли, занимается овощеводством и молочным скотоводством. Содержит всего-навсего 300 голов лошадей. И при этом считается конным заводом.
Еще пример - алтайский конезавод. 20 тысяч гектаров земли, огромное поголовье овец, мясного скота. Предприятие активно занимается зерновым производством. Имеет 250 голов лошадей. И тоже называется «конезаводом».
А у нас – только две тысячи гектаров земли, и летом поголовье лошадей доходит до 1000! Комментарии, как говорится, излишни.
Главное для нас – разведение лошадей, а кумыс – сопутствующая продукция. Хотя по стоимости она перекрывает все остальное, - поясняет Радиф Халиков.
Так что же получается - мы, городские жители, не знаем, что у нас под боком, в
- Вот, например, лошадь башкирской породы, - проводит ликбез Акрам Хусаинов. - Башкирская лошадь – лошадь дикая. Длина волосяного покрова – восемь-девять сантиметров (у овец – шесть сантиметров)! Благодаря этому башкирской лошади нипочем снег и морозы.
Эти лошади не любят находиться в помещении. В самые холодные зимы мы жалеем животных и открываем для них конюшню. Но они заходят туда лишь для того, чтобы съесть корм и снова рвутся на волю.
Башкирская порода неприхотлива к суровым погодным условиям, а главное – дает много молока.
Так что неудивительно, что продажа башкирских племенных лошадей расписана на два-три года вперед. Раскупаются башкирские кони местными фермерами, а также жителями других регионов.
- В основном руководством республики поставлена задача - продавать башкирскую лошадь внутри республики, - говорит Радиф Халиков. - Но мы реализуем ее и за пределы РБ. Спрос есть везде, начиная с Калининграда и заканчивая Якутском.
Лошадей башкирской породы охотно приобретают финны и шведы.
- Мы бы могли содержать еще больше лошадей, - говорит Радиф Халиков. - Но у нас очень мало земли. Площадей не хватает…
Рассматривать башкирских лошадок – шерстистых, с забавными вытянутыми мордами – очень интересно. Казалось бы, что в них такого особенного? Всего лишь дикие, табунные животные, равнодушные к человеку. Пасутся вдалеке, не реагируя на человеческий зов. Но при ближайшем рассмотрении, как только глаза обвыкаются с ярким слепящим снегом, можно разглядеть, что в их взгляде есть что-то особенное, отчего хочется замереть рядом и бесконечно рассматривать этих животных.
Что я увидела в глазах башкирской лошади? Спокойствие бескрайних степей, темную глубину чистейших рек и озер, прозрачное сияние горных вершин… Возможно, все это мои фантазии, но лошадиный взгляд напомнил мне о чем-то главном и в суете дней давно забытом…
К сожалению, взрослые лошади предпочитают пастись в некотором отдалении и знакомиться с человеком не спешат.
А вот башкирские жеребята, напротив, очень любопытны. Кушать с рук они отказываются – не привыкли. Но вот подышать в затылок или ткнуться теплым шелковым носом в шею - пожалуйста! Стоит лишь отвернуться, и ты уже в окружении заинтересованных жеребят. Кто-то из них пытается исследовать содержимое твоей сумки, кто-то – пролезть мордой за шиворот.
Познакомившись ближе с башкирской лошадью, хочется продолжать общение с преданными спутниками человека и дальше. И такая возможность у нашей журналистской группы есть. Нас проводят в конюшню, где содержатся русские рысаки - статные и пригожие скакуны рысистой породы.
- Потенциал развития рысистой породы на нашем заводе – очень высокий, - говорит Акрам Хусаинов. – Селекционная работа ведется по всем правилам. Конезавод еще скажет свое слово в разведении рысаков!
Квалификация специалистов конезавода на самом деле, вызывает уважение. Они со знанием дела рассуждают о лошадиной родословной:
- Мне нужно полдня, чтобы докопаться до начала родословной любой лошади, - уверяет Акрам Хусаинов. - Сейчас, благодаря интернету, специалисты по разведению могут пользоваться данными родословных лошадей всего мира.
По словам зоотехника, до 2010 года в башкирском отделении лошадей таврировали жидким азотом. Но с 2010 года технология изменилась – каждому родившемуся жеребенку в течение суток вживляют под кожу микрочип размером с рисовое зерно. Срок службы чипа 25 лет. Это унифицированная система учета согласно мировому стандарту. Предположим, лошадь из Башкортостана была продана в Америку. Считав информацию с чипа, можно узнать, что за лошадь перед тобой, какая у нее кличка и дата рождения, в каком хозяйстве она родилась, кто ее родители. Это исключает злоупотребления со стороны недобросовестных торговцев лошадьми.
Наверняка, у читателей возникнет вопрос – в чем же специфика русских рысаков, которые разводятся на конезаводе?
- Русский рысак – гибрид орловского и американского, - объясняет Акрам Хусаинов. – Все знают орловских рысаков – старинную породу, которая выводилась давно. Первый орловский жеребец – это жеребец Барс, принадлежащий графу Орлову. Граф Орлов, выводя новую породу, хотел, чтобы лошадь могла долго бежать рысью и не уставать. Шаг – это медленно, галоп – быстро, но лошадь почти сразу выбивается из сил… Учитывая, что в России нужно передвигаться на огромные расстояния, нужна была лошадь, привычная к рысистому шагу. В результате был выведен орловский рысак – крепкий, сильный и мощный, с крупным костяком, но, в то же время, обладающий и аристократическими признаками - лебединой шеей, выразительными глазами, высокой постановкой хвоста.
Позже орловского рысака скрещивали с американским. В результате чего появилась порода «русская рысистая».
- Сейчас порода «русская рысистая» развивается дальше, - уточняет конник в третьем поколении Анатолий Дмитриев. - Это универсальная, сильная, выносливая лошадь. Она запрягается в русскую сбрую, в качалку, под верхом. Как говорится, «и под воду, и под воеводу».
И действительно. Стать и небывалая сила - вот что бросается в глаза в первую очередь, когда видишь русского рысака. При мне рысака Виста – лицо конезавода № 119 – запрягают в сани. Конь снисходительно наблюдает за нами, строптиво помахивая хвостом – настоящий аристократ! Подумать только, изучив родословную Виста, можно дойти до Барса – жеребца, принадлежащего графу Орлову!
Естественно, что кони с такой богатой родословной просто не могут не завоевывать призы и титулы в соревнованиях. Например, гнедой русский рысак Корунд в прошлом году признан самой резвой лошадью в России среди четырехлеток. К моему удовольствию, титулованному красавцу совершенно чужда «звездная болезнь». С завидным аппетитом Корунд поглощает яблоки и хлеб прямо с рук, щекоча ладонь нежными губами.
Вообще, стыдно признаться, но лишь на конезаводе № 119 я научилась кормить лошадей. Раньше я все время боялась, что лошадь ненароком может цапнуть меня за палец. Но оказалось, что умные добрейшие рысаки далеки от этой мысли. Еду с ладони они подбирают очень аккуратно, даже бережно.
У рысаков строгое расписание – утреннее кормление, тренировка, отдых, вечерние мероприятия. За лошадьми следят ночные и дневные коневоды. После того, как лошадь долго скакала рысью, ее нужно «отшагивать» - для чего предназначена специальная «водилка». Если лошадь не «отшагать», у нее может случиться отек ног.
- В выходные дни и каникулы мы с удовольствием принимаем посетителей, - говорит директор конезавода. – От желающих покататься - детей и взрослых, - отбоя нет! За час верховой езды мы берем символическую плату -150 рублей. В то время как в городе сейчас просят по 600-700 рублей в час.
Человек, который пришел пообщаться с лошадью, покормил ее с рук, - обязательно придет еще раз, - уверен Радиф Халиков. - Ни наркотики, ни водка-пиво его уже интересовать не будут! Он будет заинтересован в лошадях. Иногда люди просят – покатайте, пожалуйста, бесплатно, у нас нет денег! И мы не отказываем. Мы племенное хозяйство, и на детях бизнес делать не собираемся.
В ближайшие годы руководство конезавода планирует создание в республике Национального конного парка.
- Но пока решение этого вопроса затягивается. Основное препятствие – наш завод пока находится в федеральном подчинении, - объясняет Радиф Халиков.
Работники конезавода признают, что авторитет предприятия в последние годы несколько снизился.
- Но мы его восстановим, нужно только время, - обещает глава конезавода № 119.
- Велик ли спрос на рысаков? – интересуюсь я у директора.
- Рысистых лошадей в основном покупают коневладельцы, чтобы готовить их для выступлений на ипподроме, - отвечает специалист. - Самые активные покупатели – из Челябинской, Оренбуржской областей и даже Татарстана. Цены на лошадей у нас приемлемые – стоимость годовалого рысака составляет до 150 тысяч рублей.
Кстати, а как ведется селекционная работа?
- Здесь мы тесно сотрудничаем с другими странами, – говорит Акрам Хусаинов. – На данный момент производителями в рысистом отделении работают два жеребца, рожденные в Америке.
С одним из «американцев» (правда, уже вышедшим на заслуженную пенсию), удалось пообщаться и нашей журналистской группе. «Американец на пенсии» отдал дань кусочкам яблок, которые мы принесли с собой, и не отказался от черного хлеба. А потом вошел в раж, и приспособился откусывать целые яблоки. Совсем как человек!
Вернувшись с конезавода, я решила, что теперь крепко подумаю, прежде, чем в выходные засесть за компьютер или отправиться на очередное неинтересное кино. Не лучше ли поехать за город, где нет пыльных мониторов и грязных автомобилей, но зато есть лошади – добрые, ласковые создания, готовые есть яблоки прямо с рук и катать тебя на своей шелковой спине?