Все новости
Общество
18 Марта 2013, 15:03

Как бороться с хамством уфимских женщин?

Иногда женщины ведут себя грубо и нагло. И, как это ни странно, общество всегда на их стороне. Почему так?

Фото с сайта www.www.proza.ru.
Фото с сайта www.www.proza.ru.

Устоялось мнение, что хамство – «достоинство», имеющее пол – мужской. Не стану спорить – мужчины преуспели в нем гораздо больше. Видимо, поэтому их одних и костерят в этой связи. О представительницах же прекрасной половины принято до сих пор говорить словами из песни: «Женщина всегда права!»

Однако на деле оказывается, что права она бывает далеко не всегда. Хуже того, иногда настолько, что в этом неправом существе и женщину–то разглядеть трудно.

Мне неоднократно приходилось сталкиваться с проявлениями женского хамства. При этом бросается в глаза такой факт: если осадить хама–мужчину, окружающие меня поддержат или как минимум сохранят нейтралитет. Но если сделать замечание хамящей женщине, жди неприятностей. Во-первых, кучу гадких слов от самой этой особы, во-вторых, ее, как правило, поддержат окружающие, и даже мужчины. Общество не хочет признавать в хамящей женщине хамку. А тот, кто попытался поставить на место зарвавшуюся даму, покусился на святая святых, на общепринятый стандарт: женщина априори непорочна, непререкаема и это не обсуждается. Мужчина, как бы в данной ситуации не был прав, все равно неправ. А коли так, то, очевидно, он считается существом более низкого порядка. 

Эта мораль досталась нам в наследство от советской империи. Но если многие ее ценности современное общество подвергло обструкции, то вот такое отношение к женщине осталось без изменений. Хотя, положа руку на сердце, думаю, оно показное и ханжеское. Только сути дела это не меняет – нельзя критиковать женщину и все тут!

Приведу несколько примеров, свидетелем или участником которых довелось быть.

Во время уфимских осенних ярмарок их организаторы, помимо сельхозпроизводителей из сел, не препятствуют и частной торговле самих горожан. И вот какую картину я видел. Немолодой мужчина разложил на коробках свой нехитрый товар: варенья, соления, чеснок, тыкву… Народу было много - как продавцов, так и покупателей. Мест для торговли практически не было. Видя такое дело, крупная женщина, по возрасту годящаяся этому мужчине в дочери, не говоря ни слова, отодвинула коробки с товаром этого человека в проход (где ходят покупатели) и на его место поставила свой столик для торговли.

Мужчина, естественно, возмутился: «Женщина, вы что делаете? Это мое место!»  «Нет, мое!» - ответила нахалка, как ни в чем не бывало заняв его место. Тот попытался спорить, но за женщину заступилось сразу несколько человек, в том числе двое мужчин: «Ты чего, мужик, напал на женщину?! Какое ты имеешь право?» Пришлось незадачливому торговцу ретироваться.

Этот случай кто-то, возможно, сочтет нетипичным, либо характерным только для торговок, которые, по распространенному мнению, особым тактом не отличаются. Но вот два случая из жизни и деятельности кондукторов городских автобусов, где жертвой неласкового отношения стал уже я сам. Представительниц этой профессии отчасти можно понять – клиенты им всякие попадаются. Но должен же быть какой-то предел их грубости.

Однажды вечером я возвращался домой, весьма прилично нагруженный: по два полных пакета в каждой руке. Сев в автобус, увидел, что свободных мест нет. Поставить пакеты на пол не хотелось, так как он был очень грязный - дело было осенью. Тут же передо мной возникла женщина-кондуктор и уставилась недобрым взглядом: «Платить будем?»

«Будем, - ответил я, - но нельзя ли чуть позже? Руки, видите ли, заняты».

Но она категорично ответила, что знать ничего не хочет, а занятые руки, как и грязный пол в автобусе, – это мои проблемы.

Видя, что у меня не получается достать деньги, она крикнула водителю, чтобы тот остановил автобус и высадил меня. Автобус остановился, я с грехом пополам рассчитался, кондукторша отошла. Но я почувствовал себя униженным, причем ни за что.  

Другой случай. Опаздывая в час пик на работу, я еле втиснулся в переполненный автобус. В руке у меня была довольно тяжелая сумка, и достать на ходу деньги было не так-то просто.

«Эй, мужик у двери! – крикнула мне кондукторша. – Давай, рассчитывайся за проезд!»

Я ответил, что еду далеко и как только станет посвободнее, приобрету билет.

«Я ничего не знаю! - был ответ. – Давай, плати!»

При этом она, дотянувшись через головы пассажиров, до воротника моей рубашки, дернула за него и он оторвался.

Несмотря на, казалось бы, полную очевидность, пострадавшей стороной окружающими пассажирами я признан не был. И билет все равно пришлось купить. «Подумаешь, рубашку порвали!»   

Особенностью нашего времени стало откровенное хамство молодых девушек. В этом они уже практически не уступают мужчинам: те же выражения, та же нецензурная брань и даже такие же угрозы. Но я заметил одну особенность, характерную именно для представительниц прекрасного пола. Речь о молодых мамашах с детьми четырех-восьми лет. Сколько раз доводилось наблюдать такую картину: по людной улице шагает такая мамаша и, схватив, что есть силы, своего ребенка за руку, буквально волочит его за собой, словно ненужную вещь на помойку. Ребенок плачет, кричит, упирается…

«Ты мне все нервы измотал!» - орет «воспитательница». На всю улицу, никого и ничего не стесняясь. Проходящие мимо женщины старшего поколения не могут спокойно отнестись к этой сцене и пытаются вразумить истеричку. Но этим лишь еще больше распаляют ее. Вместо «спасибо», она им такое наговорит и в таких выражениях, что мало не покажется.

Это все были примеры откровенного и грубого хамства, которым милые дамы, очевидно, научились, живя среди мужчин. Однако явление имеет и специфику – хамство исключительно женское, на которое ни один мужчина не способен. Ну разве что актер, исполнитель женских ролей. При определенных обстоятельствах, когда дама разговаривает с кем-то с глазу на глаз и никому не мешает, это и не хамство вовсе, а некая своеобразная манера общения. Но когда рядом находятся другие люди, которым эта женщина мешает, это становится чем-то качественно иным.

Как-то я простудился и забежал в аптеку купить настойку эхинацеи. Рассчитывал потратить на это две-три минуты. У кассы стояла небольшая очередь из четырех человек. «Это не страшно!» - решил я про себя. Но ошибся. Самая первая женщина, кажется, намеревалась закупить половину имеющегося ассортимента. И ладно бы просто закупить! О каждом препарате она задавала с десяток вопросов: «А нет ли побочных эффектов?» «А кому противопоказано?» «А что вы мне еще посоветуете?» «А вот в прошлый раз я покупала что-то другое. Оно у вас есть?»

Очередь стоически все это выносила, не проронив ни слова. Покупательница, наконец, отошла, но надо же было такому случиться – за ней стояла точно такая же! Задав свои сто вопросов и уже завершив ритуал покупки, она продолжала болтать, не обращая на притомившихся за ней людей ни малейшего внимания. «А в прошлый раз меня обслуживала другая женщина. Ее, кажется, Света зовут?»  «Вы знаете: у вас очень интересная прическа. Серьезно. Вы какой салон посещаете?»

Тут я не выдержал и спросил: «Женщина, вы не наговорились?»

Выражение ее лица мгновенно изменилось. Она измерила меня испепеляющим взглядом и бросила в лицо: «Это вас не касается!»

«Почему же не касается? – попытался я возразить. – Еще как касается! И не только меня. Вот еще люди вынуждены терять из-за вас свое время».

«Хам!» - угостила меня на прощание дама и с достоинством удалилась.

В другой раз в магазине я тоже попытался воздействовать на совесть аналогичной покупательницы и получил в ответ такие слова: «Сколько мне надо, столько я и буду говорить! А вас это не касается!»

«Ну, хорошо, раз уж у вас есть такая острая потребность, вы хотя бы заходили в магазин в такое время, когда нет наплыва покупателей», -  посоветовал я ей.

«Когда мне удобно, тогда я и зайду! И вас не спрошу!» - таков был ответ.

Аналогичные случаи происходят и в транспорте. Вот весьма типичная ситуация.

Водители маршрутных автобусов, как известно, ценят свое время. Оно для них в прямом смысле – деньги. Нормальным пассажирам это понятно и они стараются соблюдать принятые правила. Рассчитываются за проезд заранее; говорят, где выходят, своевременно; никого не задерживают. Но дамы, о которых идет речь, ни с кем и ни с чем не считаются. Они могут задержать автобус, полный пассажиров, и совесть их мучить не будет. Перед выходом они не приготовят деньги заранее и долго будут их искать, требуя  водителя подождать. Выходить они будут подчеркнуто медленно, с достоинством, гордостью, чтобы все поняли, какая особая персона осчастливила их своим присутствием. Выходя, они успеют произнести кучу слов, неважно кому. Создается впечатление, что они специально хотят всех задержать. А если, не дай Бог, в это время у этакой леди зазвонит телефон, тогда – пиши: пропало! Пока она не наговорится, весь автобус так и будет ее ждать.  

Что это, как это назвать? Женская непосредственность? Неповторимость? Артистизм? Свобода личности? А может быть, просто хамство?  

Я совсем не против хорошего отношения к женщине. Больше того, убежден, -  по совокупности достоинств женщины превосходят мужчин, особенно в наше время. Но вот икону из них создавать не нужно. Они тоже люди, а не ангелы, со всеми вытекающими отсюда недостатками. Считаю, что с хамством, как и с другими пороками, нужно бороться независимо от того, от кого оно исходит.

А поскольку наше государство самоустранилось от вопросов морали и воспитания населения, только мы, граждане, и можем повлиять друг на друга. Большинство из нас очень боится морального осуждения окружающих. Воровать, насиловать, убивать, ходить голым на людях, интересоваться маленькими девочками – плохо. Но не потому плохо, что плохо вообще, по идейным соображениям. А потому, что окружающие осудят. Что порой хуже смерти, хоть уезжай в другой город!

По мнению многих экспертов, в обществе 10–15 процентов истинно нравственных людей. Для остальных нравственность – это то, что подумают окружающие. Если я матерюсь, как сапожник,  а вокруг молчат, значит можно материться и дальше. А если мне постоянно будут делать замечания, следует быть поосторожнее с матом.

По большому счету, такое положение дел, конечно, не правильно, но зато оно создает механизм саморегуляции. Единственное, за чем дело встало – дать народу свод нравственных правил. Чтобы не путали черное с белым и не создавали непогрешимых кумиров из хамящих женщин. Чтобы получили ориентиры в жизни и знали, чему учить своих детей (а ведь есть такие, что и этого не знают!). Страна нуждается в массовом нравственном ликбезе! И это не мое открытие. Кто только не выступал по этому поводу, а воз и ныне там.

Актер Олег Басилашвили считает, что нравственный прицел нашего общества сбит: «Почему мы ждем, когда нам кто-то преподнесет мораль на блюдечке с голубой каемочкой? Почему не начинаем с себя? Только и слышно: «Дайте нам мораль!» Да, милый мой, раз так, - возьми, почитай Библию, Толстого, Чехова. Будь человеком, в чем проблема? «Нет, пусть сначала другие станут…» Это болезнь лентяев, которые привыкли, чтобы ими командовали. Болезнь рабов».

Известный актер, безусловно, прав. Но его слова – это крик в пустоту. Кто их услышит? Только те самые 10–15 процентов населения. А для всех остальных они – пустой звук. И Толстого с Чеховым эти остальные читать не будут. Для них это те авторы, которых ребенку в школе задали прочитать к завтрашнему дню, и не более.

Поэтому, чтобы вылезти из нравственного коллапса, в котором погрязло наше общество, я вижу только один путь – именно дать мораль. Это, правда, вызовет протест либералов, так пусть либералы живут по своим понятиям! А я лишь напомню, что именно благодаря им, либералам, мы и оказались в этой нравственной клоаке.

Предлагаю: издать массовым тиражом дешевые брошюрки об основных нравственных ценностях и устоях человеческого общества, о жизненных ориентирах и правилах приличного поведения. Они должны находиться во всех киосках, магазинах, библиотеках, не говоря уже о школах и детских садах. И они должны быть в каждой семье. Считаю вполне обоснованным такое положение: каждая молодая семья должна сдавать экзамен по знанию данного пособия. Чего бы там не говорили либералы, но только так и можно спасти наше население от полного аморализма.

Чтобы данная статья не превратилась в очередное обращение в пустоту и предмет для колкостей со стороны некоторых читателей, я готов сам написать данное пособие. Но вот с задачей его массового издания, боюсь, не справлюсь.      

Автор:Вайсман Игорь
Читайте нас: