- Уважаемые горожане, - обратился градоначальник, - кто из вас желает, чтобы ваши дети курили, пили и кололись наркотиками?
Конечно же, таковых не оказалось. Мэр получил карт-бланш. На карте города провел круги радиусом
- Здесь находятся наши дети, здесь не должно быть ни одного магазина, ресторана, ларька, где бы людей травили ядом алкоголя и табака. За городом, на расстоянии 40-
Можно предположить, что это социальная утопия.
- Ничего подобного, - утверждает председатель Всероссийской общественной организации "Союз борьбы за народную трезвость", сопредседатель федерального проекта «Трезвая Россия», профессор Владимир Жданов. - Я представил шведскую модель решения алкогольной проблемы. В 1998 году мне посчастливилось побывать в этой стране. В первый день, как водится, мы пошли по магазинам. Нет нигде пива, вина, водки. Это так впечатляет после пьяной Москвы, пьяного Санкт-Петербурга. На вопрос шведам: у вас что - сухой закон, мне ответили: пока нет, за городом, за свалкой есть один магазин, который торгует алкоголем три часа в день. И все пьяницы со всей округи ездят в тот магазин отовариваться. Но алкоголь продают только по предъявлению паспорта. Данные заносятся в компьютер, и по месту жительства в полицейский участок идет сообщение: ждите, такой-то купил столько-то.
- Бутылка водки в Швеции стоила 24 американских доллара, - рассказывает профессор, - пачка сигарет - восемь долларов. Я впервые увидел город, где к людям пьющим и курящим относятся, как к сумасшедшим. Они себе вред наносят, они окружающим вредят, они еще такие бешеные деньги за все это платят. За восемь дней я не встретил ни одного полицейского в форме, не увидел ни одной конфликтной ситуации на улице. Круглые сутки под окнами стоят детские коляски, велосипеды, автомобили. Ни у кого даже мысли не возникает нагадить. Понятно, трезвые люди в городе живут, не пропившие стыд и совесть.
Два года назад, - вспоминает Жданов, - выступал в Братске, в лесопромышленном комплексе. 600 человек - все пьяницы. Когда рассказал про шведов, один вдруг проснулся, вскочил и радостно закричал: бабки в кошелках из зоны пьянства нам привезут. Да, согласен, пусть бабки привезут, пусть таксисты в багажниках привезут. Но ведь бабки и таксисты не конкуренты этим фурам, которые затаривают пойлом наши супермаркеты. А с другой стороны все эти бабки и таксисты пресекаются мгновенно.
В подтверждение своим словам лектор привел следующий пример: пляжи Севастополя сплошь загажены бутылками, окурками и прочим мусором. Предлагаю закон – за употребление алкоголя и табака на пляже штраф 1000 рублей, из них 800 рублей в карман милиционеру, задержавшему нарушителя. Да за один день вся милиция Севастополя наведет порядок на пляжах города. Пусть хоть раз в жизни родная милиция обогатится за счет идиотов. Но проблему-то они решат.
По мнению председателя российских трезвенников, определенно необходимы жесткие запретительные меры для решения проблемы алкоголизма и пьянства. Но не стоит ждать, когда власть сверху примется за борьбу с алкогольной мафией. Достаточно и инициативы снизу. Каждый может для себя принять «сухой закон». Так, в семье профессора уже тридцать лет три поколения вообще не употребляют спиртное – ни две дочери, ни зятья и внуки.
В Якутии, рассказывает Жданов, президент Николаев первым делом организовал министерство сохранения генофонда. Это было министерство в республике, которое занималось отрезвлением сельских районов, где катастрофически вымирали якуты от пьянства. Сегодня в 30 районах Якутии вообще прекратили торговлю алкоголем. Якутский народ, можно сказать, спасли.
Ждановские идеи по спасению генофонда поддерживают и в Башкирии. Третий год в республике существует внеполитическое некоммерческое движение «Трезвый Башкортостан», которое ставит цели «не воздержание от алкоголя и прочих наркотиков, а отсутствие мотивации и желания их употреблять, соединённое с осознанием их ядовитости. Иными словами, это такое состояние общественного сознания, при котором жить трезво считается общепризнанной нормой, а мысли об употреблении алкоголя, курении у нормального человека просто не возникает, это считается дурным тоном».
Показательным примером социальной работы движения стал региональный проект «Трезвое село». Это конкурс среди сельских поселений республики по пропаганде и установлению трезвого, здорового образа жизни.
Рассказывает сопредседатель регионального движения «Трезвый Башкортостан» Роберт Давлетшин:
- Мы ведем просветительскую деятельность. Наши активисты читают лекции, проводят семинары в школах, занимаются социальной рекламой, например, в Нефтекамске имеется такой опыт работы. Сегодня наша главная задача - это пропаганда и предоставление соответствующей информации.
По мнению Роберта Давлетшина, «трезвое движение» в республике с каждым годом набирает обороты: молодежь перестает потреблять спиртное, даже сознательно его не пробует. «Наши школьники, приходя во взрослую жизнь, остаются трезвенниками, ни разу не попробовав алкоголь».
- Поскольку республика аграрная, то и отрезвление ее следует начинать с села, что называется с корней, считает сопредседатель. В первом конкурсе «Трезвое село» участвовало 100 поселений и финишировало 30 деревень. Я думаю, что цели конкурса – снижение алкоголизации на селе и выработки активной жизненной позиции самих сельчан в этом деле - мы достигли.
Роберт Давлетшин отмечает, что в трех трезвых населенных пунктах - победительницах (деревня Кусепеево Салаватского района, село Кирдасово Абзелиловского района, деревня Ишбулды Зилаирского района) действительно снизилось потребление алкоголя. С прилавков магазинов по воле самих жителей исчезло спиртное. «Конечно, большую роль в отрезвлении населения сыграли руководители этих сел, которые проявили свою политическую и гражданскую волю, запретив алкогольную торговлю».
В трезвых деревнях значительно упал уровень преступности, улучшилась демография, и фактически нет случаев суицида. В Кирдасово немалую лепту в отрезвление неблагополучных матерей внес сельский женсовет, а в Ишбулдах все село воспротивилось, когда пришлые торговцы спиртным захотели развернуть там свое прибыльное дело. Популярны в трезвых селах и «сухие свадьбы», потому что молодожены сознательно выбирают здоровый образ жизни. Вообще, говорит Роберт Давлетшин, активисты движения в просветительской работе делают акцент именно на убеждении молодежи в естественности трезвости, а не в борьбе с алкоголизмом.
В этом году в Башкирии вновь будут соревноваться села в трезвости, и организаторы надеются, что в деревнях-участницах удастся навсегда победить «зеленого змия».
Любопытны результаты опроса, который провели на сайте движения «Трезвый Башкортостан»:
Через сколько лет Башкортостан станет территорией трезвости?
- через 10-15 лет – считают 33,8 процента респондентов;
- 2-3 года – 28,2 процента
- 5-10 лет – 20 процентов
- 4-5 лет – 17,9 процента
Мне кажется, все-таки большие оптимисты посещают этот сайт, или сознательные трезвенники, искренне верующие в правоту и торжество собственных убеждений.