Все новости
Общество
27 Февраля 2013, 12:02

Башкирия нуждается в Равшане и Джамшуте

Наверное, мы не настолько богаты, чтобы нанимать для ремонта квартир специалистов из более развитых стран. Значит, гастарбайтеры из Средней Азии нам нужны.

Фото с сайта www.comedyfiles.net.
Фото с сайта www.comedyfiles.net.

Начальник Управления Федеральной миграционной службы по Башкирии Борис Гузаиров комедийный ситком «Наша Раша» не смотрит, но о самых знаменитых гастарбайтерах страны Равшане с Джамшутом знает. Во время онлайна его спросили, как он относится к этим телевизионным героям, и помогают ли они создать в представлении россиян лояльное отношение к мигрантам.

- Сериал практически не смотрю, но знаю, что он существует, что там снимается Миша Галустян. Мое отношение таково: если страна в настоящее время нуждается в них, они востребованы, то этот процесс запретить невозможно, - ответил Гузаиров, очевидно, имея в виду не самих персонажей, а всю дешевую рабочую силу, представленную на строительном рынке страны. - Если бы Россия в них не нуждалась, то они, конечно, не появились бы. Это действительно дешевая рабочая сила. Наверное, мы еще не настолько богаты, чтобы нанимать для ремонта квартир специалистов из Германии, Италии, более развитых стран. Сегодня наш карман позволяет привлечь таких людей, значит, нужда в этом есть.

В целом главный цензор миграционных процессов, происходящих в Башкирии, ситуацией в Башкирии доволен. По его словам, у нас, в отличие от той же Москвы, нет глобальной задачи борьбы с нелегальными мигрантами в виду их малого количества. Нелегальная миграция в республике едва достигает десяти процентов, да и эта цифра бодро идет на убыль.

Тем не менее, тема гастарбайтеров-нелегалов в редакции «Электрогазеты» получила свое развитие. Читателя интересовал вопрос, почему так много вьетнамцев в Деме. Их численный перевес в этом районе всегда объяснялся наличием нескольких вещевых баз, работающих по бросовым ценам. Однако соседство с вьетнамскими продавцами не радует местных жителей.

Вадим, Демский район:

- Проясните ситуацию по Демскому району. У нас засилье вьетнамцев. Они не только на рынках, их дети ходят в наши садики и учатся в наших школах. Живут в каждом подъезде. Дема перестала быть районом  железнодорожников, теперь это вьетнамский район. Говорили, что у продавцов вещевого рынка истекает время действия документов и в скором времени на демском рынке не останется ни одного вьетнамца, мол, их места займут местные предприниматели. Когда этого ждать?

- Вопрос присутствия вьетнамцев отрегулирован. В 2010 году мы плотно занимались вьетнамцами, в том числе засильем их на наших рынках. Тогда за три месяца (февраль-апрель) отправили домой порядка 2700 человек. Остальные находятся на территории республики на законных основаниях.

Когда жители Вьетнама приехали к нам в далекие 90-е годы и первое время работали в УМПО, их было порядка 30 тысяч. С тех пор многие остались в Башкирии, многие успели получить гражданство Российской Федерации, оформить вид на жительство в РФ, кто-то получил разрешение на временное проживание и продлевает его каждый год. То есть все эти граждане живут на законных основаниях. Сейчас в Башкирии проживает порядка 700-800 вьетнамцев, - уверен начальник УФМС по РБ.

Любовь Михайловна, преподаватель:

- Откуда больше всего иностранцев приезжает в Башкирию? Где они в основном работают? И много ли нарушений (по сравнению с соседними регионами) допускают в сфере миграционного законодательства?

- В основном в Башкирию приезжают из стран Средней Азии. Узбекистан – 54-56 процентов, Таджикистан - 12 процентов, Азербайджан – семь-восемь процентов. Из стран с визовым режимом больше всего представлены Турция, Германия, Сербия, Вьетнам и США. Иностранные граждане работают преимущественно в строительстве, сельском хозяйстве. Основная масса – это овощеводы, сосредоточенные в западной части республики: Туймазинский, Шаранский, Кушнаренковский районы.

Что касается нарушений… Здесь уместнее говорить не о количестве нарушений, а о проценте выявляемости. Башкирия в рейтинге ПФО занимает четвертое-пятое места по общему количеству иностранных граждан в регионе, по выявляемости нарушений в сфере миграционного законодательства мы - на первом месте. Этим мы обязаны профессионализму сотрудников, успешному взаимодействию с правоохранительными органами.

Управление Федеральной миграционной службы проводит спецоперации совместно с МВД по Республике Башкортостан, УФСБ РФ по РБ. В 2012 году мы провели 16 совместных операций, большинство - по согласованию с прокуратурой, как этого требует порядок. Но нужен эффект неожиданности, внезапности – выжидали конца рабочего времени, проводили проверки за воротами организаций, в местах проживания мигрантов. В прошлом году активно применяли практику ночных проверок. Первоначально это давало хороший эффект, но со временем нелегально работающие граждане к ним привыкли, исхитрились. Возможно, эту работу возобновим.

Петр, Ишимбай:

- Сколько преступлений совершается ежегодно в Уфе и Башкортостане нелегальными мигрантами? Насколько влияют на статистику незаконного оборота наркотиков, убийств, грабежей лица без гражданства? Страдают ли они сами от коренных жителей республики? Каков уровень терпимости у той и другой стороны в Башкирии?

- Это вопросы больше не к нашей службе. Потому что статистикой преступлений, совершенных населением, в том числе иностранными гражданами, мы не занимаемся. Это задача правоохранительных органов. У нас - сугубо гражданская служба, у нас нет подразделений, имеющих возможность оперативной работы. Основная наша задача – оказание государственных услуг населению, в том числе иностранным гражданам. Тем не менее, статистику я, конечно же, знаю.

На территории республики доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, составляет всего лишь 0,1 процента. В 2012 году иностранными гражданами совершено 286 преступлений.

Вопрос толерантности больше социологический. Общественно-консультативный совет при УФМС совместно с Академией наук Республики Башкортостан проводил опрос на эту тему. Результаты его показывают, что примерно 75 процентов населения республики относятся к иностранным гражданам толерантно. И примерно такое количество иностранных граждан также уважительно относятся к жителям республики. К нам чаще всего приезжают из стран Средней Азии, возможно, потому что республика мусульманская, наличие мечетей, общего языка привлекает мигрантов, и из этих соображений они стремятся сюда, тут их хорошо встречают, и сами приезжие также благосклонно относятся к коренным жителям.

Столкновений на национальной почве мы не наблюдаем, таких данных нет ни у нас, ни у правоохранительных органов. Стабильная ситуация в этом отношении есть.

Игорь:

- Как в республике работает программа переселения соотечественников? Владеете ли вы цифрами, сколько по этой программе переселилось людей, в какие районы?

- В республике по этой программе не произошло ни одного переселения, поскольку Башкирия  в 2009 году отказалась от участия в этой программе, получив от Правительства Российской Федерации разрешение на отсрочку. По этой программе не работают, кстати, и Татарстан, и Оренбургская область. В ПФО по программе работает буквально пять регионов. Мы долгое время пытались убедить руководство принять участие в этой программе, поскольку сотрудники наших представительств за границей, общающиеся с нашими соотечественниками, говорят, что желающих приехать к нам в Башкирию много.

Исходя из этих данных, мы несколько лет поднимали этот вопрос, и вот только в октябре 2012 года Президент Башкирии Рустэм Хамитов написал письмо министру регионального развития России о том, чтобы нас включили в эту программу. Надеемся, что в ближайшее время республика в нее включится и наши соотечественники, желающие приехать к нам, смогут это сделать.  

Алексеев:

- Как решается в республике проблема «резиновых» домов? Какие пробелы в миграционном законодательстве позволяют существовать таким домам?

- В течение нескольких лет шла либерализация миграционного законодательства. Теперь иностранный гражданин, прибывающий в нашу страну, может встать на миграционный учет через интернет или посредством  почты. И отслеживать, куда он прописывается, очень трудно. Тем не менее, в республике мы с такой проблемой не сталкиваемся. По крайней мере, в настоящее время нет случаев фиксирования «резиновых» домов.

Рустам Галимов, город Уфа:

- Некоторые предлагают построить систему специальных лагерей (кампусов) для мигрантов, где их должны принудительно адаптировать к жизни в России. Об этом, в частности, пишет газета «Известия». Смысл такой. Мигрант, приезжая в Россию, помещается в ограниченное поселение, там его проверяют на наличие заболеваний, контракта с работодателем, знание русского языка. Если всё в порядке, то его отпускают. Вы с этим согласны?

- Конечно же, не согласен. Это ограничение свободы. Как можно свободного человека лишить свободы и поместить в помещение закрытого типа? Этого не допустит ни одна правозащитная организация. Этого нельзя допускать ни в коем случае! Знание языка, культуры, обычаев в данном случае необходимо, в этом направлении ведется работа. Так, с 1 декабря 2012 года введено требование об обязательном знании русского языка для иностранных лиц, работающих в сфере обслуживания, торговли, ЖКХ. То есть, прежде чем устроиться на работу, они должны получить сертификат на знание русского языка. Кстати, три вуза – БГУ, БГПУ и УГНТУ – занимаются этим вопросом, проводят тестирования, выдают сертификаты.

На наличие заболеваний иностранные граждане тоже проверяются. Каждый желающий может получить разрешение на временное проживание, в обязательном порядке проходит медобследование. В целом выявляется немало иностранных граждан, имеющих инфекционные заболевания. В таком случае выносится вопрос о нежелательности пребывания человека на территории республики, и въезд для него закрыт.

Автор:Сокурян Екатерина
Читайте нас: