Задавались ли вы вопросом: кто приезжает на вызов «скорой помощи»? Врач - специалист высокой квалификации или же медик статусом пониже. Если нет, то, скорее всего, вам очень повезло и у вас никогда не возникало сомнения в том, что вам оказали квалифицированную помощь.
Между тем, вызов «скорой» еще не гарантирует того, что к пациенту приедет именно врач. Быть может, занемогшему гражданину измерит давление и сделает укол всего лишь обычный фельдшер. И в этом нет ничего страшного, уверяет главный врач Станции скорой медицинской помощи Уфы Марат Зиганшин.
По его словам, в большинстве цивилизованных стран на вызов выезжают специалисты, имеющие только начальные навыки оказания скорой помощи. Правда, при этом медицинские бригады в европейских странах, как правило, имеют весьма высокое техническое оснащение.
- Например, в Финляндии на первый вызов выезжает специалист с минимальными возможностями, - делится впечатлениями от работы зарубежных коллег главный уфимский врач «скорой помощи», - и только потом, при необходимости выезжает оснащенная бригада. Поэтому количество выездов в Финляндии значительно меньше, чем в России. Я был удивлен, насколько редко жители Хельсинки обращаются в службу «скорой помощи» - в особых исключительных случаях, когда есть непосредственная угроза жизни. Мы же выезжаем чаще.
Есть уфимцы, которые вызывают «скорую» каждый день. Увы, таких людей немало. Но абсолютную пальму первенства, безусловно, заслуживает один пациент. Зарегистрировано, что он в течение одного месяца вызвал бригаду врачей, аж 90 раз, то есть звонил в службу по три раза в день.
К сожалению, до сих пор не многие сознают тот факт, что бесплатность медпомощи это всего лишь фигура речи. Мы все оплачиваем медицинские услуги. Работающий человек платит за безработного, здоровый за больного. Этот простой и единственно возможный социальный постулат действует во всех странах мира, вне зависимости от существующего политического строя.
Сегодня вызов бригады медиков стоит более тысячи бюджетных рублей. С нового года финансирование деятельности «скорой помощи» передано Фонду обязательного медицинского страхования.
- Здравоохранение у нас всегда финансировалось по остаточному принципу, - отмечает заместитель директора территориального фонда ОМС Гузэль Емасова. - Теперь же в связи с принятыми новыми законами об обязательном медицинском страховании и об основах охраны здоровья граждан принцип распределения средств изменится.
«Скорая помощь», получив деньги от Фонда, должна будет их правильно рационально потратить и затем отчитаться. При этом страховая компания, защитница прав пациента, оплатит оказанную медуслугу и проверит ее качество на соответствие требованиям единого на территории России протокола.
После оказания первой медицинской помощи, уточнил Марат Зиганшин, врачи должны будут внести в документы паспортные данные пациента и номер страхового медицинского полиса. Далее будет оформляться финансово-экономический реестр, который позволит претендовать врачам на оплату выполненного объема работ.
В настоящее время проблема врачебных кадров серьезна и остра. На «скорую помощь» медики идут работать неохотно. Работа тяжелая. Но если в связи с изменениями принципа финансирования будет наблюдаться тенденция увеличения заработной платы, полагает Марат Зиганшин, то, возможно, в Уфе сохранятся именно врачебные бригады.
В противном случае, по прогнозу главного врача, система «скорой помощи» в республике постепенно перейдет на прозападную модель, когда на вызовы будут выезжать фельдшеры или парамедики:
- Мы, конечно, попытаемся сохранить нашу отечественную службу помощи, когда врач был приоритетным специалистом на «скорой». Однако за последнее десятилетие, я могу констатировать, количество фельдшерских бригад увеличилось. Если раньше было 60 процентов врачебных и 40 фельдшерских бригад, то сегодня картина обратная. Поэтому даже не на каждый второй вызов «скорой помощи» в Уфе приедет врач.