Все новости
Общество
7 Февраля 2013, 13:05

В уфимском центре по работе с бомжами жалость противопоказана

В 2012 году 1800 человек воспользовались услугами отделения для лиц БОМЖ Комплексного центра по социальному обслуживанию населения Калининского района Уфы.

Фото автора.
Фото автора.
- Откуда вы приехали, бабай? Где жили? Дети, жена есть? Где документы, одежда? Работали на государственных предприятиях? – медсестра отделения для лиц БОМЖ Комплексного центра по социальному обслуживанию населения Калининского района Уфы «принимает » нового постояльца. Его привезли из больницы № 8 – без документов, в одной пижаме. В сопроводительной записке от медиков – обморожение обеих стоп третьей степени.
- Ну вот, начинается! – ворчит дедушка. По всей видимости, не впервые к нему пристают с такими вопросами. – Из деревни я. Из Турбаслов. А был в больнице.
С его слов – жил в подъезде, там «из дипломата» украли документы. Потом попал в больницу, и вот – сидит перед строгой медсестрой отделения для бездомных.
Чтобы получить здесь временную «вписку» - переждать морозы, поспать на нормальных кроватях в чистой постели, вечером поесть горячей пищи, необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, пройти обследование в поликлинике: сдать кровь, пройти флюроографию. Во-вторых – абсолютная трезвость. В отделении работают хрупкие женщины, справиться с неожиданным «пиром» они не в состоянии. Поэтому – «сухой» закон и никаких послаблений.
- Проявлять сочувствие и жалость – запрещено, - говорит Лилия Насибуллина. – Как только дашь слабину – наглеют, не слушаются, авторитетов у них, как правило, нет. Только строгость и порядки, как в армии, иначе будет анархия.
В семи комнатах-палатах отделения – 25 коек. Мест не хватает, особенно – зимой, в холода. Поступает много обмороженных, с ампутированными конечностями. Многих привозят, некоторые приходят сами. Законом гарантировано проживание в течение 30 дней за год. При наличии мест проживание можно продлить, заплатив символическую сумму в 10 рублей 30 копеек. Каждому выдается комплект белья, тапочки и пижама, предоставляется сухой паек – суп быстрого приготовления, пакетик чая и печенье.
Все вновь прибывшие проходят обязательную дезобработку – от педикулеза и чесотки обрабатывается тело, одежда просушивается в специальных печах. При необходимости – выдадут новую, из «банка вещей» - ненужные вещи приносят неравнодушные горожане и представители благотворительных организаций. Недавно один из благотворителей установил в отделении стиральную машину – теперь бездомные могут каждый день надевать чистую одежду.
- Одежды хватает, особенно для летнего сезона, - говорит директор Комплексного центра социального обслуживания населения Лилия Насибуллина. – Но наши постояльцы остро нуждаются в обуви.
Бездомные могут находиться здесь только 12 часов – с семи часов вечера до семи утра. Исключение только для тех, кто не в состоянии ходить – таких в отделении шесть человек. Все они живут в изоляторе, в отдельной палате, ухаживают за ними сотрудники отделения.
Те, кто на ногах, ранним утром покидают приют. В их отсутствие здесь проведут уборку, кварцевание, необходимую санитарную обработку помещений. Большинство бездомных ездят работать на затонскую овощную базу, до своего временного дома добираются на электричке.
Пока бомжи на заработках, сотрудники отделения занимаются оформлением документов: восстановлением паспортов, установлением инвалидности или сбором документов для передачи в приют.
- Многие из наших подопечных – люди, которым нужен толчок, незначительная помощь, - считает Лилия Насибуллина. – И попадают они в неприятные истории во многом из-за стечения обстоятельств – смерть родных, потеря работы и жилья – не каждый сможет вынести такие удары судьбы. Среди постояльцев есть люди с образованием, большинство – среднего возраста от 35 до 50 лет. Мы оформляем документы, подсказываем, к кому можно обратиться – и вот человек находит работу, жилье, пусть временное, и жизнь начинает налаживаться.
Как говорят специалисты, есть и те, кто любит свободу: им выдают новый паспорт, оформляют путевку в дома-интернаты, однако жить в предлагаемых условиях они отказываются. Через некоторое время, как правило, с наступлением холодов, эти люди вновь оказываются на пороге отделения для бездомных.
К сожалению, бывает и такое, когда на улицу выгоняют родственники: обманом переписывают на себя жилье, и человек остается на улице. Особенно тяжело приходится людям с нездоровой психикой, всю жизнь находившимся на иждивении – они не могут себя обслужить, не знают, как себе помочь. Но находятся среди людей этой категории и те, кто не только сумел выбраться сам, но и помогает сотрудникам центра «тащить со дна» других. Например, Расима Сираева стала сиделкой для лежачих постояльцев отделения. Некоторое время назад ей самой требовалась экстренная помощь: при трагических обстоятельствах погибла вся семья, квартиры она лишилась «благодаря» недобросовестным риэлторам. Сотрудники отделения помогли реабилитироваться. Дважды Расима прошла курс лечения в больницах, встала на ноги. Пока она находится в отделении, ждет оформления документов на пенсию. Вообще, по словам работников отделения, посильным трудом здесь занят каждый. Зимой все вместе убирают снег, а летом облагораживают территорию.
- К сожалению, число лиц без определенного места жительства из года в год только растет, - говорит Лилия Насибуллина. – В 2012 году услугами нашего отделения воспользовались 1800 человек. Но мощности нашего отделения не хватает. В планах города – строительство интерната для круглосуточного пребывания для бездомных, с программами реабилитации, лечения, поиска и дальнейшего устройства на работу.
Автор:Валеева Розалия
Читайте нас: