Хочется верить, что новогодние пожелания непременно сбудутся. Жизнь преобразится, изменится с 1 января наступившего года. Такого мнения придерживаются, видимо, не только простые обыватели, но и власть предержащие, предлагая населению отныне существование по новым правилам, в соответствии с новыми нормами и законами.
Первое свершившееся чудо - это ограничение продажи пива во времени и в пространстве. Стало быть, пить станем меньше, а жить дольше и, самое главное, лучше. Второе возможное преобразование - нас ждет победа над фиктивной регистрацией по месту жительства. Оно, конечно, в принципе неплохо. Сегодня искореним фиктивную прописку, завтра фиктивные браки, послезавтра фиктивные сделки с недвижимостью. Главное, чтобы эта борьба не стала самоцелью. Разобраться бы в причинах, которые толкают людей на эти действия. Третье преобразование коснулось области усыновления детей-сирот. Американцам уже запретили усыновление маленьких российских граждан. Со временем, скорее всего, откажемся и вообще от зарубежной помощи в решении этой большой государственной, но все-таки внутренней проблемы.
По словам заместителя начальника отдела специального образования и охраны прав детства Минобразования Башкортостана Татьяны Хурсан, по данным на январь 2012 года (более свежими цифрами министерство пока не располагает), в республике 18638 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сколько из них круглых сирот и сколько являются таковыми при живых нерадивых родителях, статистики нет. Поскольку для нашего государства все они сироты, все в равной степени нуждаются в защите и поддержке. Ежегодно без попечения родителей в республике остается более двух тысяч детей, около 250 из них усыновляются (12,5 процента).
Вообще количество детей, устраиваемых в семьи в Башкирии, очень высоко, подчеркивает чиновница, порядка 87 процентов. Этот показатель выше, чем в Приволжском федеральном округе. И случаев возврата усыновленных детей обратно в интернаты и детские дома в прошлом году не было.
- У нас приемные семьи очень хорошие, созданы все условия для комфортного проживания, развития ребенка. Органы опеки посещают семьи в соответствии с законодательством и видят, что положительная динамика есть всегда. Отдавать детей, - считает Татьяна Хурсан, - нужно людям добрым, отзывчивым, приветливым, любящим детей.
По мнению нашей собеседницы, работа с замещающими семьями (опекунов, приемных и патронатных), достаточна и удовлетворительна. Каждый детский дом сопровождает своих патронатных родителей, органы опеки и попечительства сопровождают приемные и опекунские семьи.
Ситуация с семьями, усыновившими детей, несколько иная. Их контролируют все те же органы опеки и попечительства, однако существует тайна усыновления. В течение трех лет органы посещают эти семьи с проверкой и, если все в порядке, более не имеют право вмешиваться в их жизнь. Многие люди крайне ревностно относятся к тайне усыновления.
- Тайну необходимо соблюдать, - говорит Татьяна Хурсан, - усыновители хотят, чтобы ребенок был уверен в родительской любви. Соседи или общественность не должны вмешиваться и как-то влиять на жизнь ребенка.
Большая работа органами опеки и попечительства ведется по реабилитации семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей группы риска, также по возврату детей в кровные семьи. В прошлом году в Башкирии 315 детей было возвращено родителям, в том числе в Уфе 51 ребенок. Этих детей изначально размещают или в приюте, или в детских домах. Но в связи с тем, что семья исправилась и стала серьезнее относиться к своим воспитательным обязанностям, детей возвращают.
Вот и заместитель Премьер-министра Правительства Башкортостана Лилия Гумерова отмечает важность подобной работы. В республике еще в 2009 году был создан Межведомственный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства. «Конечно, мы пока далеки от того, чтобы произошел перелом в сознании мамы, которая никогда не занималась ребенком, - говорит Лилия Гумерова, - но мы готовы помочь, предложить меры реабилитации, например, от алкогольной зависимости. Из десяти женщин, прошедших лечение, пять возвращаются к нормальной жизни, возвращаются в семьи, к детям и мужьям».
Каждая вторая женщина, при условии внимания к ней специалистов, исправляется. Результат, наверное, для отчетности работы социальных служб неплохой. Но где гарантии, что не случится рецидив. Поощряя материнство фактически асоциальных женщин, государство множит социальное сиротство. Стоит посмотреть анкеты банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В основном в них указано, что мать лишена родительских прав, а отца и вовсе нет. К сожалению, такие мамочки в большинстве своем многодетны. Просто диву даешься, ведь только на стенах в женских консультациях висят устрашающие плакаты о том, что никотин, алкоголь и наркотики снижают репродуктивную функцию, реальность же совсем не подтверждает сей медицинский постулат. Но в погоне за демографическими показателями, извините, за цинизм аналогии, все детки хороши. Как тут не вспомнить народную мудрость: от худого семени не жди доброго племени.
Почему же нам все-таки предлагают бороться лишь с последствиями явления? Решать проблему сиротства усыновлением. А как же профилактика этого явления? Может, стоит обратить внимание, прежде всего, на его причины?
Футуристическое заключение. Представляете, новогодние чаяния сбылись. Пиво из ларьков исчезло, страна протрезвела. В квартирах все обитатели учтены и прописаны, детишки в них проживают в любви и заботе, а не заселяют казенные дома. Одно настораживает – благими намерениями…