Во вневедомственную охрану МВД звонят часто и не всегда по делу. Она – как палочка-выручалочка. Как защита. И в день, когда многие современники ждали конца света, я написал о том, как один день поработал крутым копом в Управлении вневедомственной охраны МВД по РБ. Все это было в рамках акции нашего МВД «Журналист меняет профессию».
С утра – на построение. «Ох, рано встает охрана» - подшучивают над нами организаторы. Ладно, хоть нас подвозят из дома. Журналистов всего двое. Я и миловидная интеллектуалка с уфимского сайта, название которого я не запомнил. Вначале нам показывают место, где оружие выдают. Там в основном пистолеты-пулеметы с 20 патронами – ПП-2000, вроде бы. Но есть и автомат Калашникова. На случай штурма здания вневедомственной охраны.
На разводе с сотрудниками, и так происходит не только в присутствии журналистов, работает психолог и специалист по рукопашному бою. Психолог показывает точки на открытых зимой частях тела, которые могут пригодится ежедневно или в тяжелой ситуации. Учит, как успокоиться или взбодриться. Начальник в своей речи в очередной раз делает упор на то, что преступников нужно задерживать как можно более нежно, без повреждений. Полицейские расходятся по машинам – это все те же вазовские «четырнадцатые». Автомобили двигаются по определенным маршрутам. Эти маршруты рассчитаны так, чтобы в случае срабатывания сигнализации или поступления иного тревожного сигнала наряд как можно быстрее прибыл на место.
Раньше ребята работали по трое. Сейчас – по двое. Экипажей больше, соответственно, они видят более обширную территорию и могут быстрее прибыть на место в случае большого числа тревог в одном районе.
Мы для начала идем на пульт централизованной охраны – проще говоря, ПЦО, откуда контролируются сигнализация и управление экипажами. Высокие технологии в действии. Все машины видно, связь по рации или, там где нет сигнала, по мобильному телефону.
Отдел кадров. Там нам рассказывают о том, как сложно попасть на работу в полицию. Просто так туда не пролезешь. Чтобы получать за тяжелую работу большие деньги, нужно не иметь близких родственников, которые имеют судимости, и самому быть чистым перед законом. Еще нужно подходить по здоровью, иметь крепкую психику и определенный склад характера.
Зарплаты в полиции сейчас неплохие. Как нам рассказали, реформа привела к тому, что среднее рабочее звено стало получать значительно больше. А вот некоторые начальники даже потеряли. В итоге, зарплаты колеблются примерно от 27 до 50 тысяч.
Самый радушный прием нам оказывают психологи. Нас проверяют, как кандидатов. Я вначале изображаю ответами на тесты психа, но потом надоедает, и стараюсь отвечать предельно честно.
По откровенным ответам получается, что в полиции мне делать нечего – слишком творческий, свободный и талантливый. Приятный результат. День прошел не зря.
- Вообще, Олег, если бы вы захотели, вы бы смогли ответить на все тесты так, чтобы вас приняли, – продолжает хвалить меня психолог. Я с ней полостью согласен.
Следующий пункт нашей работы - стрельба по стендовой мишени из беспулевого аналога пистолета Макарова. Оружие без патронов и отдачи. Нажимаешь - и сенсоры в мишени ловят сигнал выстрела. Мы бьем неплохо и одиночными, и сериями. Три «десятки» подряд не было, но 10, 10, 7 и 9, 9, 8 – хороший результат. Стрелять в темноте при мигающем свете и шуме сирен сложнее. Ничего толком не видно. Но я все равно попадаю два из трех в мишень. Горжусь собой. Но специалист указывает на многочисленные ошибки в стрельбе. Показывает, что нужно исправить. Слушаю внимательно. Вряд ли пригодится, но интересно.
После – упражнения по рукопашному бою. Я не очень горел желанием падать, так что ограничился лишь легкой разминкой и получением советов. А коллегу вдоволь покидали. Тем не менее, мозги ей не вытрясли - тест на знание закона о полиции девушка прошла лучше меня. У меня восемь правильных ответов из 20. У нее 12. Чтобы сдать тест, нужно ошибиться не более двух раз.
После обеда – учения. По легенде двое злыдней проникли в налоговую полицию и похитили базу данных. Их красиво арестовывают для видеосюжета в «Криминальный спектр». Перед этим всех ставят лицом к стене, даже журналистов.
Далее у нас кинолог. Знакомимся с работой овчарки, которая может найти наркотики и взрывчатку. Пёсику холодно, он капризничает, но все-таки справляется.
Самое интересное – патрулирование в составе экипажа. На нас надевают кевларовые бронежилеты и каски. Я настаиваю на каске со стеклом. Подсаживаемся к двум опытным сотрудникам. Я пытаюсь влезть на диван в «четырнадцатую», не снимая каски. Одному сделать это крайне сложно. Мой шлем силой впихивают. Сидеть криво неудобно, снимаю шлем.
Первый наш вызов – сработала сигнализация в немецкой машине класса «В». Едем минуту или меньше. Преступников не обнаруживаем. Следов взлома тоже. Выходит владелец. Говорит, что доволен работой вневедомственной охраны.
Потом у нас еще один вызов – срабатывает сигнализация в квартире. Приезжаем. Парни в тяжелой амуниции бегут наверх очень быстро – эти тренированные полицейские обгоняют нас очень сильно. Опять ничего опасного. Хозяйка сама открывает и говорит, что было короткое замыкание…
На маршруте ребята говорят нам, что пользоваться оружием им пока, слава Богу, не приходилось.
- А много ложных вызовов?
- Есть, конечно. К примеру, коротнет у кого-то электричество – сигнал тревоги срабатывает. Преступники же могут попытаться вырубить электричество. Но это не поможет – сигнал все равно идет…
Колесим по дворам, по буграм, по отвратительным дорогам. Полицейские прекрасно знают свой район, едут в темные углы, - вечер пятницы – горячая пора у вневедомственной охраны.
Нас даже посылают из мирного района Уфы в Сипайлово. Но и там тихо. Нет даже пьяных. Холод. Мирное темное небо. Для нас дежурство заканчивается в девять вечера, а полицейские поехали дальше – бдить за порядком и реагировать на «тревожки» до завтрашнего утра.
- Работа у вас сутки через двое?
- Да, но мы приходим не к девяти, а к восьми и уходим примерно в 11 утра следующего дня…
Нет, ребята, не пойду я в охрану. Я ведь это… творческий и свободный.