Все новости
Общество
19 Декабря 2012, 13:26

В Башкортостане быть почтальоном теперь неопасно

Как заставить работников бережно относиться к своему здоровью, а работодателей – соблюдать правила охраны труда?

Фото с сайта www.baltportal.ru.
Фото с сайта www.baltportal.ru.
Травматизм на производстве. Как с ним бороться? Как заставить работников бережно относиться к своему здоровью, а работодателей – должным образом соблюдать правила охраны труда? Об этом на пресс-конференции рассказал заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Башкортостане Владимир Гребенников.
- Проблема травматизма на производстве до сих пор остается очень серьезной, - отметил он. - Несмотря на общую тенденцию снижения количества несчастных случаев, успокаиваться не приходится. Физический и моральный износ оборудования, российский менталитет, большое количество частных предприятий в республике – все эти факторы существенно влияют на ситуацию.
За 11 месяцев текущего года в Башкортостане зафиксировано 76 случаев со смертельным исходом. Тяжело травмированы 172 человека. Наиболее часто попадают «в переделки» водители самоходной техники, металлурги, строители, монтажники, вообще все люди, работающие на высоте. Интересно, что какое-то время назад в списке травмоопасных профессий присутствовали почтальоны. Но в рейтинге опасных специальностей они продержались лишь несколько лет. К счастью, сейчас этой профессии нет в списке.
Владимир Гребенников привел несколько примеров несчастных случаев, произошедших с работниками башкирских предприятий в 2012 году. Так, в декабре подсобный рабочий уфимского ООО «Вертикаль» во время уборки строительного мусора упал с высоты 9 метров. Причиной падения стала эксплуатация неисправных лесов.
Как подчеркивает Владимир Гребенников, во многих случаях падения с высоты виноват работодатель – он не огораживает опасные места средствами защиты (поручнями, перилами), не обеспечивает строителей монтажными поясами. Вообще, высота – это так называемый «постоянно действующий производственный фактор».
Далее – случаи с участием водителей техники. На прошлой неделе закончено расследование тяжелого несчастного случая на ООО «Башкирский текстильный комбинат». Водитель при накачивании автомобильного колеса получил ушиб головного мозга и другие повреждения (вылетело стопорное кольцо, колесо подпрыгнуло и нанесло человеку травму). Оказалось, что на предприятии не было оборудовано специальное огражденное пространство для накачивания шин.
Еще один случай, на этот раз смертельный, произошел в районе Сипайлово. С дамбы на реке Уфа упал экскаватор. Машина перевернулась, водитель погиб.
Обязанность работодателя – обеспечить водителям полноценный режим труда и отдыха, - говорит Владимир Гребенников. - Наши же работодатели иногда заставляют водителей работать с пяти утра до восьми вечера. А ведь уставший водитель в гораздо большей степени подвержен ДТП.
Как продолжает специалист, много травм возникает в результате воздействия движущихся, вращающихся предметов, деталей и машин. Один из примеров – на одном из башкирских предприятий оператор станка с программным управлением при обработке отверстия дисковой фрезой коснулся фрезы рукой в рукавице. И в результате получил травму пальцев с последующей ампутацией.
Надо сказать, что в республике имеется потенциал для снижения производственного травматизма, - считает Владимир Гребенников. – Ведь свыше четверти всех несчастных случаев происходит из-за неудовлетворительной организации производства!
Сейчас в республике на частных предприятиях занято 70 процентов экономически активного населения. Но, к сожалению, проверять «частников» на предмет соблюдения правил охраны труда мы можем не чаще, чем раз в три года. В итоге получается, что многие молодые фирмы вообще не попадают в поле зрения инспекции. Ведь на предприятии мы можем появиться только через три года после его создания. Зачастую, когда проходит три года, компания уже успевает закрыться.
На сегодня штрафы за нарушение трудового законодательства составляют 1-5 тысяч рублей с должностного лица и 30-50 тысяч с юридического. Кроме того, если должностное лицо в течение года нарушает законодательство повторно, возможна его дисквалификация.
В отдельной беседе с «ОЭГ» Владимир Гребенников дал краткие рекомендации, как сотруднику оградить себя от несчастного случая на производстве.
- Самое главное – требовать официального оформления трудовых отношений, - отмечает эксперт. - Договор должен быть составлен в письменной форме, причем одна копия обязательно должна быть передана работнику.
Далее – работник вправе отказаться от работ, которые угрожают его жизни и здоровью. Зачастую работники Башкортостана не пользуются этим правом. Ну и, наконец, не стоит приступать к своим обязанностям в состоянии алкогольного опьянения.
Надо сказать, что зачастую причиной некоторых несчастных случаев на производстве является «пофигизм» самих работников. Люди не применяют выданные им средства защиты, не надевают спецодежду. Элементарный пример - строители наши очень не любят ходить в касках, - говорят, что в них неудобно работать.
Если несчастный случай с тяжелым исходом все же произошел, в течение суток о нем должна узнать прокуратура района, Госинспекция труда, Федерация профсоюзов. Если случай легкий - в течение трех суток на предприятии должно быть проведено служебное расследование. Факт несчастного случая должен быть оформлен актом формы H-1. Для работника этот документ имеет очень большое значение. Если человек получил какие-то травмы, и ему требуется реабилитация и лечение, при наличии акта формы H-1 средства будут выделяться из фонда соцстрахования. Если акта формы H-1 нет, работник будет лечиться за собственный счет.
Многие работники, поддавшись на уговоры работодателя, сами соглашаются на то, чтобы не составлять акт формы H-1. А потом через полгода приходят к нам и просят помочь. В таких случаях решить проблему очень сложно. Нет свидетелей, неизвестно, как выглядело место происшествия и так далее.
Если говорить о ситуациях со смертельным исходом, родственники погибшего имеют право обратиться с заявлением в инспекцию труда или прокуратуру. Важно, что при гибели работника на производстве его семье положены определенные выплаты из фонда социального страхования. Как правило, при смертельном случае работодатель сам извещает нас о случившемся. Хотя в республике были и случаи сокрытия такой информации.
- Не кажется ли вам, что штрафы, которые накладываются на предприятия, допустившие нарушения в сфере охраны труда, не очень велики?
- Это правда - существующие штрафы не стимулируют работодателя соблюдать законодательство. На сегодня депутаты российской Госдумы предлагают увеличить эти штрафы до 500-800 тысяч рублей. В то же время, только карательными мерами ситуацию не исправить. Нужно вводить экономические меры – а именно, воздействовать на работодателя путем регулирования размера социальных отчислений. Соответствующие поправки могут быть внесены в закон о социальном страховании уже в ближайшее время.
Так, предприятие, на котором нет травматизма, и которое вкладывает большие деньги в охрану труда, будет платить социальные отчисления в меньшем размере, а предприятие, где травматизм растет – в большем. Таким образом, владельцы предприятий будут сами заинтересованы в том, чтобы заниматься охраной труда.
- Как вы относитесь к тому, что человеку, травмированному на производстве, приходится регулярно подтверждать, что он действительно стал инвалидом?
- Согласен, что это абсурд. С этим явлением сейчас пытаются бороться на законодательном уровне. Понятно, что человек, потеряв руку или глаз, никогда их не обретет. Но при этом человеку регулярно приходится посещать медицинские комиссии. Как специалисту, мне непонятно, почему эти нормы до сих пор не изменены.
Автор:Святохина Дарья
Читайте нас: