Все новости
Общество
14 Декабря 2012, 17:44

Жители Башкирии просят навести порядок с вырубкой леса

Граждан республики волнует состояние местных лесов и динамика лесного фонда, от обширных провинциальных зон до отдельного срубленного тополя в центре столицы. 

Фото с сайта www.fotolife.com.ua.
Фото с сайта www.fotolife.com.ua.

Мы готовы срубить дерево, если нам нужна зубочистка. С такого замечания начал свой вопрос руководителю Росприроднадзора по Башкортостану один из читателей «ОЭГ». Граждан республики волнует состояние местных лесов и динамика лесного фонда, от обширных провинциальных зон до отдельного срубленного тополя в центре столицы. По этой теме руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Республике Башкортостан Юрий Дудников получил целый блок вопросов.

Белла Нарине:

- Вы занимаетесь одним из самых нужных и важных дел - вы стоите на страже сохранения природы в нашей республике. Скажите, на ваш взгляд, что для всех нас, жителей Земли, самое главное в сохранении природных богатств нашей планеты? И чтобы наши внуки смогли пить чистую воду и дышали чистым воздухом. Тем более, ваше выступление приходится на знаковое число - 12.12.12. Быть или не быть? Что сделать, чтобы быть?

- Хороший вопрос, такой философский. Прежде всего, я думаю, все зависит от воспитания каждого человека, самосознания. Что нас ждет в будущем? Свое будущее мы должны строить сами, своими руками. Если мы научимся не только пользоваться нашими ресурсами, но и сохранять их, тогда наше будущее будет светлым. Если останемся на той же позиции, потребляя и не восстанавливая, в будущем придем к плачевному состоянию.

Лаис Разетдинов:

- Леса вокруг Толбазов захламлены мусором, валежником, неубранным сухостоем. На что мы, пенсионеры, можем рассчитывать по оздоровлению лесных массивов в будущем году - Году охраны окружающей среды?

- Важно учитывать, откуда мусор появляется. Опять-таки, от нас с вами. От того, что мы его правильно не складируем, правильно не утилизируем. Если мусор находится уже в районе лесов, конечно же, нужно организовывать мероприятия по уборке мусора, кроме нас его никто не уберет. Если эти насаждения вне территории населенного пункта, они входят в полномочия Министерства лесного хозяйства республики. Если мусор находится в населенных пунктах, то этим вопросом должен заниматься муниципалитет. Рекомендую читателю обратиться с этой проблемой в местную администрацию.

Железный дровосек:

- Мы готовы срубить дерево, если нам нужна зубочистка. К сожалению, этот принцип докатился и до Уфы. Как лично вы относитесь к массовой вырубке деревьев в центре Уфы ради транспортного потока? Как эти меры, по-вашему, соотносятся с понятием «экологичности» и что вы сами включаете в это понятие? 

- Что касается вырубки деревьев ради расширения дорог – мы все прекрасно понимаем, что на сегодняшний день экологическая составляющая зависит, в том числе, и от транспорта. По подсчетам, доля загрязнения атмосферного воздуха транспортом составляет порядка 65 процентов. И, расширяя дороги, мы естественно уменьшаем плотность движения, тем самым благоприятно воздействуем на экологическую обстановку. Деревья, которые вырубаются, можно заменить газонами и кустарниками, что на сегодняшний день и делается.

Второе: многие деревья достигли предельного возраста, сгнили изнутри и представляют опасность во время сильных ветров, ураганов и т.д. для жителей нашего города. Я считаю, что в этой области властями все делается правильно, при условии замены вырубленных деревьев газонами и кустарниками.

Александр Ещенко:

- Какова ситуация с Непейцевским дендропарком в Уфе? Какое-то движение в сторону улучшения там началось, но оно очень медленное. Вы контролируете то, что происходит с дендропарком?

- Следить за состоянием парка входит в полномочия Министерства экологии Республики Башкортостан, но мы в курсе этого вопроса. Да, действительно, там плачевное состояние, а ведь в парке есть уникальные насаждения, которые были посажены выдающимися людьми. Но на сегодня уже есть программа, Минэкологии занимается очисткой этого парка, и я, думаю, в скором времени приведет в соответствие этот парк. Работа в этом направлении, возможно, идет медленно, но то, что она уже началась, хорошо, и она будет доведена до конца.

Инна:

- Сейчас многие магазины дистанционной торговли присылают своим клиентам бумажные каталоги. Надо, не надо - в почтовом ящике появляются самые разные листовки, журналы и т.п. Качество бумаги в таких каталогах самое лучшее. А сколько деревьев срубается для того, чтобы их напечатать! В то же время, мы говорим, что нам не хватает бумаги на печать учебников. Интересно, можно ли обязать такие предприятия ограничить печать бумажных каталогов? Есть ли примеры таких ограничений за рубежом?

- Насчет подобных примеров за рубежом - я не знаю. А что касается выпуска бумаги, действительно, хотелось бы, чтобы из лучшей бумаги были учебники, а не каталоги. Все вы знаете, что реклама – это двигатель торговли, и здесь всегда затрачиваются большие средства, чтобы получить выгоду. А что касается вообще бумаги и лесов, которые приходится рубить для ее производства, у нас в любом случае есть программы, есть лицензии, правительство, Минлесхоз контролируют рубку деревьев, все это подконтрольно. То, что срублено, должно восполниться высадкой молодых саженцев, здесь обязательно должен быть баланс. И я знаю, что он существует.  

Михаил Яковлев:

- Как вы относитесь к тому, что деревья в республике сплошь и рядом вырубаются под частные срубы?

- У нас есть целая программа малоэтажного строительства, и это приветствуется. То, что деревья вырубаются под частные срубы, это не самое страшное. Каждый сруб – залог того, что семья получит жилье для себя.

Что касается вырубки, этот процесс контролируется. В деревне, в муниципалитете на каждого жителя, насколько я помню, на каждого жителя по программе выделяется 150 кубов бесплатного леса, для того, чтобы он смог построить себе дом. Я это только приветствую. Данная вырубка абсолютно никак не отразится на нашей экологии, на состоянии лесонасаждений. Это мизер по сравнению с тем, что лес идет на производство каких-то других изделий.

От автора. Конечно, хотелось бы, чтобы герои онлайнов, прихода которых так ждут читатели «ОЭГ», серьезнее относились к тревожным сигналам, что подают граждане Башкирии. Безусловно, в адрес визитеров поступают и философские вопросы, и чисто бытовые типа, почему у уфимцев выпадают волосы и полезна ли бутилированная вода. Однако нередко читатели сообщают о конкретных примерах недоработки местных властей, даже игнорирования на местах актуальных для жителей проблем. Господа! Пусть эти вопросы не совсем в вашей компетенции, но все-таки в сфере ваших профессиональных интересов. Возьмите на карандаш, позвоните министерским экологам, скажите, народ жалуется нам, давайте вместе пропедалируем работы в дендропарке так-то и так-то. Наберите администрацию Толбазов, сообщите, что вам лично поступил сигнал о лесной помойке, ускорьте процесс из Уфы, если глава грязного бревна в собственном глазу не видит… Вряд ли личное участие руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти останется незамеченным. Многие проблемы населения решаются на местах не из большой любви к народу, а из-за страха получить по шапке. Но ведь главное – результат?

Президент Башкортостана Рустэм Хамитов все время твердит: власть должна служить, прежде всего, интересам людей. А какой у них интерес? «Чтоб был дом, крыша над головой, заработная плата, чтобы было чисто и светло, то есть обычные, самые простые вещи, - напоминает он. – Я всегда говорю о том, что власть должна быть рядом с людьми». Для того, к слову, и онлайны в «ОЭГ» затеяны. Послужите на минуточку Лаису Разетдинову, Саше Ещенко, десяткам других. Они не строчат письменные жалобы и запросы на места, потому что в это давно никто не верит. Они спрашивают лично вас, надеясь на государственную подмогу. Формулируют вопросы, следят за эфиром «ай-газеты», надеясь услышать продуктивный ответ. Люди ждут от вас реакции.

В чем могу согласиться с Юрием Дудниковым, так это в том, что свое экологическое будущее должны строить и мы сами. Не только пользуясь, но и сохраняя.

Летом, отправившись в Нуримановский район за лесной земляникой, «березовой ягодой», как ее называют местные, убедилась в этом воочию. Пытаясь найти поляну, не занятую людьми с лукошками, свернули с главной дороги в лесопосадку. Проехали мимо деревенского мужика, который рубил молодые березки на веники. Рубил тонкие деревца диаметром с руку ребенка, а после кидал сыну на ощип веток. Недолго думая, я попросила остановить машину и сунула в окно мужнину пачку сигарет, благо, красного цвета.

- Старший специалист Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан! На каком основании незаконно валите молодые насаждения? - для важности я, как могла, нахмурила брови.

- Дык я только ветки… париться, - промямлил мужик, крутя в руках и не зная, куда спрятать, уже ободранную от коры березку.

- Ты стволами что ли паришься?! Просто ветки срезать не пробовал?

- Да мне на черенок для лопаты надо, для огорода, - засуетился хозяйственный мужичок, прикрывая «олимпийкой» кучку оголенных тоненьких стволов.

- Штраф выписывать будем, - я прочно вошла в роль. – До конца участка доеду, вернусь. Может, ты не один тут саженцы кончаешь!

Мы тронулись с места и, не найдя ягодной поляны, через 10 минут вернулись к месту преступления. Мужика и след простыл. Я радовалась, как ребенок, что спасла молодые березки от гибели. Хотя бы в этот конкретный день…

Автор:Сокурян Екатерина
Читайте нас: