Все новости
Общество
7 Декабря 2012, 15:21

В Башкирии создан биосферный резерват

На территории Башкирии появился биосферный резерват. Соответствующий сертификат вручили Президенту РБ Рустэму Хамитову представители делегации Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

На территории Башкирии появился биосферный резерват. Сертификат о включении биосферного резервата «Башкирский Урал» во всемирную сеть биорезерватов вручил Президенту Республики Башкортостан Рустэму Хамитову ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе.
В Министерстве природопользования и экологии РБ состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию биорезервата.
Что же такое «биосферный резерват»? Не всем пока знакомо это понятие.
Биосферный резерват ЮНЕСКО является одной из форм особо охраняемых природных территорий, имеющих международный статус защиты. Всемирная сеть биосферных резерватов создана в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Целью создания биосферных резерватов является сбалансированное взаимодействие человека и природы. Сейчас в 117 странах мира существуют 610 биосферных резерватов, в том числе есть международные или транснациональные. В России это 41-й биорезерват, много их на берегах Волги.
Вновь созданный комплексный биосферный резерват «Башкирский Урал» находится на западном макросклоне Южного Урала в горно-лесной зоне республики. В его состав входят пять компактно расположенных, особо охраняемых природных территорий разного подчинения. Это государственный природный заповедник «Шульган-Таш», национальный парк «Башкирия», природный парк «Мурадымовское ущелье», природный зоологический заказник «Алтын-солок» и зоологический заказник «Икский». Также туда входят земли Кугарчинского, Мелеузовского и Ишимбайского районов, связывающие эти территории в единое целое. Общая площадь резервата почти 346 тысяч гектаров.
Проектировала биосферный резерват инициативная группа, в которую входили сотрудники заповедника «Шульган-Таш», Национального парка «Башкирия», природного парка «Мурадымовское ущелье», работники лаборатории особо охраняемых природных территорий НИИ безопасности жизнедеятельности РБ и работники лаборатории геоботаники и охраны растительности Института биологии УНЦ РАН. Работа велась совместно с Министерством экологии и природопользования РБ. Руководил инициативной группой доктор биологических наук, заведующий лабораторией геоботаники и охраны растительности Института биологии Уфимского научного центра Российской академии наук Василий Мартыненко.
С ним сегодня беседует «ОЭГ».
- Василий Борисович, какие функции призван выполнять биосферный резерват?
- Биосферный резерват выполняет три основные взаимосвязанные и взаимодополняющие функции. Первая - сохранение ландшафтного, экосистемного, видового и генетического разнообразия. Вторая - содействие экономическому и социальному развитию региона, с учетом экологии и культуры. Третья - организационно-техническая поддержка научных изысканий, мониторинга и обучения.
- Как долго ваша группа готовила заявку и быстро ли ЮНЕСКО дала ответ?
- На создание заявки ушло полгода – с января до июля 2011 года. Документ довольно сложный, включает в себя много природных, социально-экономических и прочих аспектов. Сначала заявку рассматривали эксперты, делали замечания, приходилось дорабатывать кое-какие пункты. Эксперты дали заключение, что территория, действительно, уникальна. Там очень сильно развиты карстовые процессы, насчитывается 166 пещер, многие из них заслуживают повышенного внимания. В первую очередь – это Капова и Новомурадымовская пещеры, а также самый большой провал в Европе – Сумган, находящийся на территории Нацпарка «Башкирия». Такие объекты, как Капова пещера с наскальными рисунками эпохи палеолита представляют собой ценность в мировом масштабе.
К тому же, бортничество, которое раньше было развито на всей европейской территории России и в некоторых других европейских государствах, в силу определенных моментов, осталось только в Башкирии. Осталась и популяция широко известной бурзянской бортевой пчелы.
Кроме уникальных объектов у нас очень хорошо сохранился природный комплекс, огромное количество редких краснокнижных растений и животных. Восточная часть биорезервата находится на стыке двух очень крупных лесных биомов – широколистных липово-кленово-дубовых лесов европейского типа и светлохвойных мелколистных травяных лесов сибирского типа. Лесистость этой территории – около 90 процентов.
«Мы удивляемся, - сказали эксперты, - почему до сих пор эта территория не является биосферным резерватом!» И одобрили заявку. С момента подачи заявки до заседания ЮНЕСКО в июле 2012 года, на котором было принято положительное решение, прошло чуть меньше года.
- Кто будет руководить биорезерватом?
- Все особо охраняемые природные территории (ООПТ), включенные в резерват, остаются в ведении тех организаций, что и были. Но общее руководство территорией резервата будет осуществлять Наблюдательный совет, в который войдут представители власти, главы администраций, директора ООПТ, министр экологии и природопользования, министр лесного хозяйства и т.д. Наблюдательный совет собирается для того, чтобы территория резервата развивалась в едином направлении.
Эти места вызывают огромный интерес у туристов, поток которых ежегодно возрастает. Поток необходимо регулировать, развивать инфраструктуру. Этим должен заниматься совет.
- Будут ли какие-то ограничения в биорезервате?
- Единственное ограничение для биорезерватов во всем мире – запрет на добычу полезных ископаемых. Все остальное – туризм, неистощительное природопользование, скотоводство, сельское хозяйство, охота – разрешено. Но в биорезервате есть зонирование. И режимы в каждой зоне различаются.
Основная зона – зона ядра - призвана сохранять биоразнообразие. В эту зону включен заповедник «Шульган-Таш», зона особой охраны парка «Башкирия» и зона заповедного режима «Мурадымовского ущелья». Любая деятельность, кроме бортничества, там запрещена. Но эта территория уже давно является заповедной, и существующим законодательством на ней уже запрещена хозяйственная деятельность. Так что создание резервата не ущемляет интересы местных жителей. Зона ядра составляет 13-14 процентов территории биорезервата – 48 тысяч гектаров.
Зона вокруг ядра называется буферной. У нас она составляет 90 тысяч гектаров. Там можно развивать экологический туризм, предоставляется больше свободы в плане хозяйственной деятельности.
Самая большая по площади зона – 207 тысяч гектаров - переходная или зона сотрудничества. Здесь социально-экономическое развитие должно идти полным ходом - можно активно развивать неистощительное природопользование, сельхозпользование, разумеется, туризм. Здесь можно строить дороги, отели для туристов, чтобы привлекать их. Сейчас в Башкортостане приняты разные программы по развитию туризма. Но не очень понятно, почему в первую очередь не развивают инфраструктуру природных парков. Сейчас наши уникальные объекты могут принять, в основном, малобюджетных туристов, которые готовы жить в палатках. А за рубежом природные парки предоставляются услуги на любой вкус и кошелек. Биорезерват должен стать площадкой, на которой туриндустрия будет активно развиваться.
- Как биологи республики расценивают создание биосферного резервата?
- То, что наша территория получит международный статус, расценивается нами как большая победа. Опыт показывает, что даже заповедные территории не защищены от посягательств чиновников и олигархов. Власть имущие любят оттяпать кусок земли для личных нужд. Международный статус исключит такие безобразия. ЮНЕСКО будет отслеживать – не нарушается ли режим пользования. Ежегодно управляющий совет должен сдавать отчеты.
На стадии проектирования мы не всегда находили понимание у руководства районов. Есть люди, которые настраивают местное население против резервата. Но делают они это исключительно в собственных интересах – как правило, хотят что-нибудь хапнуть на этой территории – кусок берега, например, отхватить. У них нет для этого возможности, но они об этом мечтают. А с появлением биорезервата такая возможность и вовсе исчезнет. Поэтому они и баламутят людей – мол, вас ограничивают со всех сторон, ничего не разрешают делать. На самом деле, никакого «усиления режима» для местного населения не будет. Наоборот, наш биорезерват сразу попадет во все мировые туристические реестры, и поток состоятельных туристов из-за границы начнет возрастать. А развитие экологического туризма, туристической инфраструктуры должно привести к колоссальному эффекту в социально-экономическом развитии районов. Жители этой местности всегда жили за счет леса и скотоводства. Но после развала леспромхозов, лесхозов и колхозов огромный пласт населения остался без работы. Ситуация ужасна. Богатейший Бурзянский район является дотационным. С созданием биосферного резервата появится возможность обеспечить людей работой, к тому же местные жители смогут более активно реализовать свою продукцию – тот же мед, молоко, мясо, потому что потребность в ней будет возрастать. Биорезерват – это большое благо для районов.
- Много ли животных и растений зарегистрировано в резервате?
- На территории биорезервата зарегистрировано более 1600 растительных организмов. Много эндемичных видов, то есть произрастающих в ограниченном ареале, что говорит о самобытности региона в плане исторического развития. Много реликтовых видов, которые остались с прошлых эпох. 63 вида занесены в Красную книгу Башкортостана, 14 из них – в Красную книгу России.
Животных в биорезервате 2157 видов, 84 из них занесены в Красную книгу Башкортостана, 40 – в Красную книгу России. И 177 видов включены в европейский список Бернской конвенции.
К тому же, в биорезерват входят две ключевые орнитологические территории европейского значения – Бельско-Нугушское междуречье и река Урюк. Там обитает много редких птиц.
Кстати, на реке Урюк сотрудники Академии наук несколько лет назад обнаружили ранее неизвестную борть. Работники заповедника почистили ее, нашли тамгу и идентифицировали ее. Оказалось, что борть принадлежала роду Заки Валиди.
Многие спрашивают – для чего нужен именно наш биорезерват «Башкирский Урал»?
В этой зоне возникает ряд вопросов, решение которых не под силу какой-либо одной особо охраняемой территории.
Одна из важнейших проблем связана с тем, что бурзянская бортевая пчела скрещивается с другими породами и утрачивает свои уникальные свойства. Правильное управление биорезерватом и его режим должны способствовать сохранению этой пчелы.
К тому же, биорезерват должен решить проблему увеличивающихся из года в год нагрузок на Капову пещеру, Мурадымовское ущелье, берег водохранилища на Нугуше. Это может быть достигнуто путем регулирования и перераспределения потока туристов.
Биорезерват должен способствовать развитию проектов по развитию экологически ориентированного малого бизнеса, продвижению местной экологически чистой продукции под логотипом биорезервата. Местные жители будут вовлечены в обслуживание посетителей, производство сувениров, возрождение фольклора, обустройство исторически значимых мест.
И, наконец, биорезерват - это международный статус защиты территории.
Автор:Сюткина Евгения Константиновна
Читайте нас: