Все новости
Общество
9 Ноября 2012, 18:13

Павел Астахов: матерям-кукушкам нужно ставить «галочку»

Почему матери отказываются от своих детей? И как заставить их быть более ответственными?  

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.

Знакомая, выйдя из уфимского роддома, поделилась шоком от увиденного.

- В день моей выписки четыре (!) матери отказались от своих детишек. И укатили на иномарках потом. Бывает же такое! – рассказала молодая мать.

Рассказ подруги меня не столько удивил, сколько дал пищу для размышлений. Интересно, в чем причина? Как известно, матери иногда отказываются от детей из-за так называемых «сложных жизненных обстоятельств». Нехватка денег, отсутствие жилплощади, достойной работы. Но возникает вопрос - почему таким странным образом ведут себя вполне обеспеченные, успешные молодые женщины?

Наверняка, объяснение есть у специалистов. Во время визита в столицу Башкирии Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка Павла Астахова, мне удалось задать ему вопрос по поводу «отказных детей» и получить развернутый ответ:

- Профилактика отказов от новорожденных – очень серьезная, актуальная тема, - считает Павел Астахов. - Каждый год в первый же день своей жизни от 20 до 30 тысяч детей становятся несчастными - их бросают в роддоме мама с папой. Надо сказать, что большинство из них достаточно быстро находят новую приемную семью, поскольку дети от 0 до 3 лет - самые «востребованные». Но в любом случае, работа в этой области должна быть государственной, системной. У вас в Уфе, я знаю, кризисные центры такого рода работают и показывают хорошие результаты. Другое дело, что эти центры отвечают только за конкретные муниципальные образования. И их нужно поднимать до уровня республиканских.

Если говорить о причинах отказа – мы анализировали их в разных регионах. Некоторые матери объясняют: мол, нет денег на воспитание ребенка, жилья нет, нет работы… Но при этом понятно, что известная поговорка («Бог дал ребенка, даст и на ребенка»), прекрасно работает и в жизни. И в итоге главными оказываются даже не материальные причины.

- Нередка ситуация: у ребенка обнаруживается комплекс каких-то заболеваний (порок сердца, волчья пасть, заячья губа), - поясняет Павел Астахов. - И врач в силу, наверное, профессиональной «деформации» или усталости от жизни, говорит: «Мамочка, вы молодая, зачем вам это нужно? Откажитесь от ребенка!» Причем, скорее, такой совет может дать не врач, а младший персонал, «отягощенный жизненным опытом». Маме показывают диагноз, мама в шоке.

Такого, конечно же, быть не должно. Система должна быть выстроена таким образом, чтобы работать с такими матерями, причем заранее. Начинать разговор с того, что по медицинской части все может быть сделано, и будет сделано! Аккуратно беседовать с женщиной, а не твердить, мол, ты молодая, ты еще родишь.

Например, вот опыт уфимского дома ребенка, в котором я был вчера. Ситуация: мама уже отказалась от ребенка, а социальные работники все-таки стараются поддерживать с нею связь, несмотря на отказ. Маме регулярно докладывают, как и когда ее чаду сделали челюстно-лицевую операцию, операцию по устранению порока сердца, по протезированию и т.п. И вот мама спустя полтора года заявляет: «Какой же он хорошенький, я его заберу!» Я сам видел, как этот полуторагодовалый мальчик, родившийся с одной ногой и пороком сердца, бежит по дорожке. Вот конкретный пример.

Главное - дать понять, что женщина не остается один на один со своей проблемой, никому не нужная, одинокая. Это все лечится и убирается, исправляется.

В конце концов, мы говорим о вашем родном ребенке, он такой родился, это ваш ребенок! Вы не останетесь один на один с этими диагнозами, даже если они вам покажутся страшными. Вот какие слова нужно говорить матери.

У меня, например, есть старшая сестра, она осталась вдовой в 48 лет, у нее четверо детей, из них - двое детей-инвалидов (сейчас они уже взрослые). И я знаю, что это такое. Так сложилось, и что?

Даже дети с особенностями - это тоже явление нашей жизни. Если же говорить о каких-то серьезных заболеваниях, миф о том, что у нас в России вообще ничего не делается, нужно развенчать. У нас проводятся высокотехнологичные операции (в прошлом году 300 тысяч было сделано только детям). Это операции, о которых три года назад можно было только мечтать. И если раньше мама отказывалась от ребенка, и его отправляли в детский дом только из-за волчьей пасти или заячьей губы, или же порока сердца, сейчас все иначе.

Ну а что, если речь идет о совершенно здоровых детях? Стоит признать, что есть мамы, которые отказываются от детей не столько по медицинским показаниям, сколько по каким-то личным, «внутренним» причинам. Их ребенок абсолютно здоров, но перестал быть нужен. Почитав ряд форумов, где обсуждается проблема брошенных детей, я убедилась, что поводы могут быть самыми разнообразными:

«Мне как-то пришлось заниматься этим вопросом, - пишет форумчанка, участвующая в дискуссии о брошенных детях. - И могу сказать, что новорожденных детей оставляют либо те женщины, которые хотели, но по какой-то причине не смогли сделать аборт (пропустили срок, не нашли денег и т.п.), либо те, у кого во время беременности сильно изменились обстоятельства. Из вторых много тех, которые хотели ребенком привязать к себе мужчину, а когда мужчина послал вместе с ребенком, и ребенок стал не нужен».

Вот что думает по этому поводу омбудсмен по правам ребенка:

- В целом, на мой взгляд, это ужасная картина, когда обеспеченные женщины, уезжая на иномарках, оставляют детей в роддоме, - говорит Павел Астахов. - Я в свое время предлагал простое решение этой проблемы: ставить штампик в паспорте или галочку, мол, женщина отказалась от своего ребенка. Почему нет? Ведь очень важно само отношение общества к такому явлению, как отказные дети, матери-кукушки. Должно быть, с одной стороны, неприятие, осуждение, но с другой стороны - не до такой степени, чтобы «забросать женщину камнями». Скорее – нужно разбудить совесть, спящую в человеке. Последнее время много разговоров и дискуссий на эту тему. И я думаю, что в этом споре мы придем к тому, чтобы стать более человечными.

Как заставить матерей быть более ответственными?

Как считает Павел Астахов, имеющиеся на сегодня детские дома, дома-интернаты должны перепрофилироваться в центры семейной помощи и кризисные центры. Специалисты из числа воспитателей, соцработников, которые взаимодействуют с детьми и знают проблему детского неблагополучия изнутри, могли бы превратиться в «семейных помощников», консультировать, заниматься проблемами семей и женщин. Ведь неблагополучие детское происходит от семейного, женского неблагополучия.

- Отцы у нас в этой сфере, что называется, «не представлены», - сетует Павел Астахов. – Иногда при отказе от ребенка женщины даже не спрашивают отцов. Зачастую отцы просто отсутствуют. Тем не менее, роль отца в жизни современного ребенка не должна преуменьшаться исключительно до воспроизводства. Ведь понятно, что ребенок не может появиться без мамы и папы. И вряд ли когда-нибудь это будет возможным.

В России, уверен специалист по правам ребенка, должна заработать программа, концепция под названием «Россия без сирот». В том числе и на уровне регионов. Интерес общества к детям-сиротам последнее время повышается. И этот интерес неслучаен - такова природа человека. Все мы можем и должны сострадать и помогать друг другу. 

Автор:Святохина Дарья
Читайте нас: