Расширение уфимских дорог и сопровождающая его вырубка деревьев, пожалуй, самая обсуждаемая тема в средствах массовой информации этого года. Уфимцы возмущаются, а власти успокаивают: говорят, ничего страшного - посадим деревьев еще больше. А что думают обо всем этом профессионалы?
- Мы создаем город для автомобилей, а не для людей, - говорит преподаватель экологии, профессор Рашит Хазиахметов в интервью газете «АиФ»-Башкортостан». - Расширение проезжей части негативно сказывается на состоянии воздуха. Мы дышим не кислородом, а выхлопными газами автомобилей. А ведь загрязнение воздуха - одно из самых опасных явлений. Воздух попадает при дыхании в том виде, какой есть, и с кровью моментально разносится по всем органам. В каждом дворе зимой машины ставят на газоны, нанося двойной вред. Во-первых, уничтожают траву и цветы. Во-вторых, стаскивают грязь, землю на асфальт, потом это превращается в пыль, которой жители этих дворов дышат. Поэтому уже весной пыль стоит столбом. Пыль поглощает и другие вредные вещества - и все идет в наш организм.
Получается, что ради желания части уфимцев иметь машину страдает все население от мала до велика. Я не знаю, проводят ли медики статистические исследования о влиянии резко возросшей концентрации выхлопных газов и пыли на здоровье людей, но и так понятно, что болезней у горожан прибавится, а продолжительность жизни, и без того невысокая, станет еще меньше. Увеличится поток в поликлиники и больницы, возрастут затраты на лекарства. И без того не сладкая, как минимум, у трети населения жизнь станет еще хуже.
Спрашивается: а это вообще справедливо, когда из-за желания одних жить лучше, другие живут хуже? Почему я поднял этот вопрос? Да, хотя бы потому, что чувство справедливости всегда считалось главным в россиянах. Даже в наше потребительское время, согласно проведенным опросам, большая часть наших соотечественников называет справедливость главной ценностью.
Правда, сильные мира сего когда-то запустили идейку, что, якобы, справедливость у разных слоев общества разная: для господствующей элиты одна, для простых людей - другая. А либеральные идеологи пошли еще дальше: справедливость у каждого своя. Другими словами, ее просто нет, она не существует!
Не знаю как кого, но меня такие мысли не убеждают. Я привык больше прислушиваться к мнению мудрецов, прошедшему проверку временем. У них как-то и мысли поглубже, и доверия они вызывают больше, чем наши «учителя» - горлопаны с экранов в передачах центрального телевидения. Так вот, согласно мудрецам, имена которых в отличие от тех же горлопанов, навсегда вписаны золотыми буквами в историю цивилизации, справедливость - понятие единое, всеобщее, абсолютное. Ее критерий - Мировой порядок Вселенной. «Нравственность существует для того, чтобы оставаться неизменно той же самой, а отнюдь не для того, чтобы следовать капризам фантазии, страстей, корысти человека. Она должна быть устойчивой и равной для всех личностей, не изменяясь от страны к стране и от одного периода к другому» (Гельвеций). «Велико лишь то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо» (Д.Феррари). «Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей» (И.Кант).
И вот с позиции настоящей, истинной справедливости можно дать такую оценку явлению, которому посвящена данная статья. Если любители красивой жизни хотят приобрести автомобиль, то стоять в пробках - это их и только их проблема, но никак не пешеходов. Перед ними должен быть выбор: или я куплю машину и буду стоять в пробках, у меня будут проблемы с парковкой и т.д., или я воздержусь от такой покупки. Либо, если уж так приспичило, я добьюсь от городских властей такого решения проблемы, от которого никто не пострадает.
По сути же получается так: Ибрагим захотел машину, и за это Иван дышит выхлопными газами и думает, как бы успеть перебежать широкую, как река, дорогу на перекрестке с нагруженной тележкой. «Кто не может быть справедливым к другому - лишается этим права хотеть справедливости для себя» (Михаил Веллер).
У нас, как и в мире, уже много лет вводят ограничения на курение в общественных местах. Государство признало очевидную истину: курильщик наносит ущерб здоровью окружающих. А вот понять другую очевидную истину, что автовладельцы наносят не меньший вред окружающим, наша власть не в силах. Был сделан единственный маленький шажок - в календаре появилась дата: 22 сентября - Всемирный день без автомобиля. Но какая доля автолюбителей отказалась от езды на своей машине в этот день? Думаю, что мизерная. Власть который год трубит об увеличении продолжительности жизни россиян. Однако понятно самому неграмотному, что вырубка деревьев и расширение дорог - прямой акт сокращения продолжительности жизни.
А в цивилизованных странах, между прочим, во многих городах автотранспорту запрещено ездить по исторической части города. Либо запрещено ездить в выходные дни. Есть и другие ограничения.
«Но ведь не сами же автомобилисты порубили деревья и расширили дороги!» - возмутится кто-нибудь из их братии. Да, это сделали представители власти - тут интересы тех и других совпали по вполне понятной причине. Для этой касты нет ничего во Вселенной важнее и главнее указов их прямого руководства. Вышел указ – «Срубить все деревья!», и срубят! И не только деревья. А вот те же мудрецы, к мнению которых я, к примеру, прислушиваюсь гораздо больше, утверждают, что справедливость, как и другие важнейшие моральные ценности, гораздо выше законов и указов. «Закон ценен не по тому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость» (Генри Бичер). «Нравственность - это изначальный и наиглавнейший закон бытия для человека» (Чингиз Айтматов).
И еще об одном обстоятельстве. Там, наверху, уж слишком много говорят о торжестве демократии в нашей стране, республике, городе... Так где она, демократия!? Что-то я не припомню, чтобы проходил референдум по вопросу сноса деревьев и расширения дорог. Наша демократия напоминает древнеримскую - там тоже были патриции и плебеи. Мнение последних никого не волновало. Демократия существовала только для патрициев.
Впрочем, наша демократия сделала заметный шаг вперед в сравнении с той, стародавней. У нас патриция от плебея можно отличить за версту: один едет в автомобиле, другой идет пешком. И, судя по тому, что прогресс не стоит на месте, дальше разница будет еще больше. Она пророчески описана Гербертом Уэллсом в романе «Машина времени»: одни (патриции) наслаждаются благами цивилизации, другие (плебеи) вкалывают под землей, света вольного не видя.
Вот только слово «плебей» у нас как-то не в ходу, на вооружение взято польское слово на букву «б». Но я не буду его упоминать, чтобы не расстраивать и без того расстроенных пешеходов.