На днях Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов собрал совещание по вопросу оптимизации школ с участием министра образования республики Гаязова и его замов. Вопрос был поставлен Президентом достаточно жестко. Цитирую. Рустэм Хамитов: «Еще раз повторяю. Не было указания в массовом порядке сокращать учителей, закрывать школы» (http://presidentrb.ru/rus/press_serv/novosti/44694.html). Приоритеты обозначены в который раз.
Уважаемый читатель, делаем выводы. Значит, все-таки массовые сокращения педагогического состава были. И школы закрывались, раз сам Президент вынужден обращать внимание на эти факты. Факты, подкрепленные письмами и жалобами с мест. И если общественность Башкирии достаточно адекватно реагирует на обоснованные процессы оптимизации, минимально ущемляющие интересы родителей, учеников и учителей, то в остальных случаях, скоропалительные решения - подрыв доверия как к Президенту, так и к местной муниципальной власти, что в преддверии выборов недопустимо. Все это понимают.
Почему процесс оптимизации идет не так, как планировалось? Здесь идут на ум бессмертные слова экс-премьера Черномырдина. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Я как в воду глядел, описывая в своей статье «Имиджевые потери республиканского образования» те проблемы и вызовы, которые неизбежно встанут перед нашим Министерством образования республики.
Что дает надежду? Читая отчет о совещании, можно сделать первый вывод. Работа над ошибками была сделана, конечно же, не на 100 процентов. Основная часть вопросов по трудоустройству сокращенных учителей, доставки школьников на место учебы, даже воссоздание школ-интернатов на стадии решения, или завершения, или по крайней мере обозначена.
Меня мучает только одно. Сельская школа на сегодняшний день - практически единственный очаг культуры, да и всей общественной жизни на деревне. Нет школы - нет молодежи, а значит, нет жизни. Каково жителям 67 деревень, лишившихся этих самых школ? Думаю, они вряд ли напишут благодарственное письмо в Министерство образования или Президенту.
И вот еще. За два с лишним года, проводя всевозможные совещания по расходованию бюджетных средств, Рустэм Хамитов не раз пытался получить ответ, куда и на какие цели в образовании идет каждый третий бюджетный рубль из общего республиканского пирога. Видимо, ответа нет до сих пор…