Все новости
Общество
7 Октября 2012, 12:20

В Лондоне на «мусорках» устанавливают телевизоры

В Лондоне пожилые выглядят молодыми; к бомжам относятся с соблюдением всех прав человека; прохожим предлагают постоять в витринах; а мэр ездит на работу на велосипеде.

Фото Риммы Буранбаевой.
Фото Риммы Буранбаевой.
После двухмесячного пребывания в Лондоне в Уфу вернулась спецкор «ОЭГ» Римма Буранбаева. Ей посчастливилось наблюдать Олимпийские и Паралимпийские игры, она присылала нам интереснейшие живые репортажи и интервью со спортсменами. Едва успев прилететь на башкирскую землю, Римма Нуриевна зашла в редакцию и поделилась занимательными наблюдениями о жизни англичан. Вернее, сотрудники редакции засыпали ее вопросами, а она рассказывала – чем живут, как выглядят и что едят жители Старого Света. Возможно, чуть позже она сама напишет подробный рассказ о пребывании в Великобритании. А пока – штрихи в цветах британского флага.
- Видно, что англичане - исключительно спортивная нация. Очень воодушевлены прошедшими Олимпиадой и Паралимпиадой, везде плакаты с фотографиями их героев со словами: «Мы гордимся вами!» Кругом люди на велосипедах, самокатах, на роликах, на скейтбордах, Гайд-парк полон бегающих людей. Повсюду в Лондоне – очень популярные пункты проката велосипедов, их народ называет Boris Bikes, в честь мэра Лондона Бориса Джонсона. Мэр – фанат велосипеда, активно продвигает его в обществе. Представляете, мэр ездит на велике даже на работу, а на велодроме выполняет трюки к восторгу горожан! Лондонцы вообще очень подтянуты, заботятся о своем здоровье.
Но в других городах страны и, особенно, в Йорке – немало толстушек. В Йорк рекомендую съездить всем, кто комплексует по поводу своего веса, - смеется Римма Нуриевна. В Америке похожая картина – жители Нью-Йорка люди худощавые, а за его пределами – очень много полных. Причин много - нет бешеной конкуренции большого города, необходимости выглядеть на все 100 процентов. А одна из причин – заходишь, к примеру, в магазин – лежат три на вид одинаковых набора куриных ножек, но один стоит 80 центов, другой – два доллара, третий – восемь долларов. Самые дешевые продукты - генетически модифицированные. Те, кто покупает их, быстро набирают вес. На самых дорогих - пометка «био», то есть они совершенно чистые, произведенные без применения ГМО. Средние – с какими-то добавками, но менее вредными, чем ГМО.
- А как с питанием в Лондоне?
- Жизнь в восьмимиллионнике стремительна, и, естественно, много мест, где можно быстро перекусить. В кафе и пабах все свежее и вкусное. В любом крупном магазине есть отдел с огромным выбором наисвежайших бутербродов-треугольников, красиво запакованных в картон и полиэтилен. С зеленью, с сыром, с курицей, с беконом, чем угодно. В небольших упаковках – кусочки готового мяса – говядины, курицы. Также в упаковках - вторые блюда, салаты, - фруктовые и овощные. Все аккуратно, тут же у полки - вилки, ложки, можно поесть, не запачкав рук. Из фруктов и ягод - все, что душа пожелает – земляника, ежевика, малина, дыни, инжир. И все свежайшее.
На базарчиках, которые действуют только днем и к вечеру полностью разбираются, очень много кухонь – китайские, корейские, индийские... С ароматными горячими блюдами. Никто не обманывает - выбор большой, и от некачественного люди сразу отвернутся. И, главное, понятие «репутация» имеет там огромное значение. У нас над этим словом посмеиваются. А там, в условиях высокой конкуренции, это жизненно важно.
Интеллигентные люди, особенно молодежь, любят кофейни, где всегда отличный кофе и пирожные, часами сидят там с ноутбуками.
Интересно, что вокруг кафе, пабов, на улице стоят десятки, а порой и сотни две людей с бокалами в руках и общаются. Так принято.
Английская кухня, конечно, меркнет на фоне лучших кухонь мира. Их знаменитое блюдо – «фиш энд чипс» - без затей. Рыба, запеченная в кляре, плюс картофель-фри. Чаще на вынос. Для путешественника замечательно - порция внушительная, да и вкусно.
Дома британцы не затрачивают времени на приготовление пищи, так как продукты продаются всех уровней полуготовности.
- Римма Нуриевна, вам за 20 дней довелось проехать всю Великобританию – с юга на север...
- Да, от Лондона до самых северных, затерянных в море островков, городка Сторновей, где большинство британцев и не бывало. И обратно.
Дороги в Великобритании поуже, чем у нас, но качество исключительное, и что удивительно, на далеком севере даже лучше, чем в восьмимиллионном Лондоне, нет ни трещинки! Понятно - нагрузка на северные дороги небольшая, машин мало.
Даже в самой удаленной, казалось бы, глухомани, - цивилизация. В старинных, сложенных из камня домиках (вокруг на мили - никого) - современные, комфортные душевые установки и туалеты. Все работает, везде горячая вода.
На самом севере по дороге встречались лавки без продавца с вывеской «Мы вам доверяем». Там в лотках с крышками лежат живые мидии, запеченные крабы, пирожки, экологически чистый хлеб с перечнем ингредиентов, другие вкусности. Все расфасовано, есть ценники. Глаза разбегаются, выбираешь, что нужно, оставляешь деньги, берешь сдачу. Как-то увидела владелицу одной из лавок, спросила: «Бывает, что обманывают?» Она ответила: «Почти нет».
Особо хочется отметить, ни разу не увидела следов вандализма. В почти безлюдных северных краях как из-под земли появляются ярко-красные телефонная будка или почтовый ящик, из которого регулярно забирается почта. Никому не приходит и в голову ломать их.
Что удивило, я ни разу не увидела сырой неразделанной рыбины, - продолжает свой рассказ Римма. – Как-то встретили бригаду рыбаков, но когда я бросилась к ним в надежде приобрести сырую рыбу, чтобы самой приготовить, они сказали: «В четыре ноль-ноль мы отправили рыбу в Испанию». Потом увидели торгующую рыбачку, а у нее вся рыба уже в вакуумной упаковке - все разделанное, ни кожицы, ни головы, ни хвоста. Она сама разделывает и упаковывает ее. И когда возникло желание купить удочку и самим порыбачить, вдруг увидели табличку: «Рыбалка по лицензии». На далеком острове, где от силы десять домиков, дикая рыбалка запрещена! И люди соблюдают правила.
Но в городе Уитби стар и млад ловят крабов прямо в портах.
Возле домов в Шотландии не видно ягод, овощей, - только лужайки, обрамленные цветами и кустарниками. Не успела узнать, почему так, но, например, в американском штате Нью-Джерси количество посадок ограничено законодательством. На большой территории вокруг дома моих друзей росли два-три кустика ягод, вишенка и слива, и когда я удивилась: «Почему сад не разведете», они округлили глаза: «Что ты, нельзя, штраф!» Наверное, так защищают фермеров.
В Шотландии (мы ехали больше берегом), нам не встретились засеянные поля, только на одном из самых дальних островов, куда видимо, дорого все завозить, видели посеянные злаки. Зато очень развито животноводство – на склонах живописных, покрытых розовато-лиловым вереском холмов просто миллионы пасущихся овец. Овечки разных пород, очаровательные, чистые, есть белоснежные с черными мордочками и ножками. Естественно, в магазинах - носки, шарфы, сумки, сюртуки и знаменитые кепи, как в фильме о Шерлоке Холмсе - из овечьей шерсти. В мужском отделе – длинные ряды юбок в клетку на любой вкус. Это же Шотландия! И в Эдинбурге, и поблизости от него встречаешь мужчин в национальных шотландских юбках – называются они «килт».
И в Лондоне, и в Эдинбурге – столице Шотландии - уличная жизнь очень живая. Театры, клоунада, музыканты... Люди задействованы в праздниках, фестивалях. Идешь по улице, а тебе предлагают попрыгать, спеть, или... постоять в витрине. Ставят сундук со старинной одеждой – с кафтанами, с париками – выбирай, одевайся и представляй себя кем угодно. А потом еще и скидку дают в этом магазине.
Иногда на улицах попадаются непонятные несведущему туристу веселые крикливые компании - это перед свадьбой отдельно невеста с подружками и отдельно жених с товарищами, все в шутовских нарядах, «отрываются по-полной», шумят, озорничают, привлекая к себе внимание.
Нередко на улицах можно услышать волынку – национальный шотландский инструмент.
Мам с детьми, особенно в центре Лондона, видишь мало. Если по улице организованно ведут группу детей, то на них часто надеты яркие жилеты со светоотражающими полосками, так заметней.
- А как с транспортом?
- Автобусы в Лондоне двухэтажные, чистые, нарядные, когда едешь в них, не покидает ощущение праздника. Они ходят очень часто, один за другим, и никогда не бывают полными. А вот метро – старейшее в мире - бывает переполненным в час пик. Двери опаснее, чем в московском метро, захлопываются беспощаднее. Но вагоны уютные, с велюровыми сиденьями. Оплата зависит от расстояния. При входе и выходе с карточки считывается информация - сколько станций проехал - и снимается соответствующая сумма. Иногда стоимость проезда доходит до трех с лишним фунтов – на наши деньги - почти 200 рублей.
Из экзотических видов транспорта есть велорикши – велосипед с кибиткой. Ночью они подкатывают к кафе, ждут подвыпивших посетителей, которые за руль уже не сядут (!), отвозят их домой.
Полицейские на улицах сильно отличаются от наших хмурых стражей порядка. Доброжелательные, откликаются на шутки и с удовольствием фотографируются с туристами. Много девушек-полицейских. Но есть и автоматчики, с ног до головы увешанные полицейским снаряжением, в разговоры не вступают и просят их не фотографировать.
На первый взгляд, в самом центре Лондона не видно пожилых людей. Но, приглядевшись, вспоминаешь выражение: «сзади пионерка, спереди пенсионерка», оно очень применимо к Лондону. Идет женщина – ей 70 лет, а сзади подумаешь – 28, потому что она худощава, идет легко, одета модно, стильно и элегантно. В Лондоне вообще очень много модников и модниц, многие на высоких каблуках, что удивило, каблуки не так популярны днем в крупнейших городах мира, - рассказывает Римма.
В Лондоне меньше бомжей, чем в Нью-Йорке, в котором они чуть ли не на каждом углу. Их особо не трогают - права человека. Однажды в кафе Рокфеллер-центра я наблюдала, как полицейский обращается с бомжем. Кафе закрылось, а бомж за столом задремал. Полицейский подошел и постучал по столу, бродяга не проснулся, полицейский постучал еще раз и только потом легонько коснулся его локтя. У нас бы давно вышвырнули его на улицу без всяких церемоний. Бомжи там одеты достаточно прилично, не вонючие, потому что для нуждающихся организован сбор одежды. Стоят контейнеры, на которых написано, что здесь можно оставить одежду для малоимущих.
Ну, и на сладкое – о мусоре. На улицах Лондона Римма увидела совершенно новое явление, которого не наблюдала ни в Америке, ни в Париже, ни в Германии – «мусорки» стали информационными центрами. По бокам у них размещены большие экраны, которые показывают курс доллара и евро, последние новости мира, рекламу, объявления. «Мусорка» блестит и сверкает. Экраны никто не разбивает и не пишет рядом слова из трех букв. И когда у нас будет так же?
Автор:Сюткина Евгения Константиновна
Читайте нас: