Тема о взаимоотношениях власти и гражданского общества остается одной из ключевых.
С одной стороны, в этих взаимоотношениях наметилась положительная тенденция. Сегодня создается большое количество интернет-ресурсов для возможности выражения обществом, рядовыми гражданами с активной жизненной позицией своего мнения по поводу тех или иных социальных явлений. И власть говорит о своей открытости, готовности к диалогу.
С другой стороны, эта открытость больше на словах. На деле люди остаются неуслышанными, один на один со своими проблемами. А ресурсы, созданные специально для открытого обсуждения проблем, оказываются в реальности лишь площадкой для «снятия стресса», потому что представители органов государственной власти остаются безучастными к темам, обсуждение которых инициирует гражданское общество. То есть, по сути, диалога, договора между сторонами «гражданское общество – власть» как такового нет. А он нужен.
Но вот вопрос: а возможен ли такой диалог? Ведь люди от власти даже не заглядывают в эти ресурсы, где простые смертные пытаются донести до них свои проблемы и чаяния. Чиновники никак не реагируют на сообщения, обращенные лично к ним.
Я не жалобщик, но как-то раз оставил пост на одном из таких открытых сайтов. Это был «крик вопиющего в пустыне». Ни через месяц, ни через два никакого отклика на свое обращение на сайте я не обнаружил. А ведь искренне надеялся, как и многие из тех, кто приходят на такие площадки. Более того, спустя какое-то время мой комментарий к собственному сообщению и вовсе «забанили»… Ну, надо сказать, я не стеснялся в выражениях.
Конечно, глупо думать, что сам министр будет строчить сообщения в сети. Но ведь есть у него пресс-служба! Не она ли должна отслеживать все, что касается непосредственно их ведомства? В конце концов, именно пресс-служба формирует положительный образ как министерства, так и самого министра. А иначе зачем нужна такая структура?
Официальные же обращения бессмысленны. Либо они теряются в коридорах власти, либо из министерств и ведомств с большим опозданием приходят отписки. Иной раз смешные, глупые, абсурдные.
Как-то моя родственница обратилась в одно ведомство по поводу жилищного сертификата для многодетных. У нее был конкретный вопрос: будет ли в перспективе изменяться закон о предоставлении многодетным семьям жилищного сертификата и что делать ее дочери, которая хочет замуж, но не может выйти из-за того, что в случае ее замужества семья вылетает из списка претендентов на сертификат. Такой вот нелепый закон. Одно из его требований: в семьях, которые рассчитывают на жилищный сертификат, дети должны проживать вместе с родителями и не состоять в зарегистрированном браке. При этом, надо сказать, дети растут быстрее, чем движется очередь в таких списках…
Ну и каков же, думаете, был официальный ответ? Родственнице прислали длиннющее сочинение приблизительно в таком стиле: «в соответствии с…». По сути, это были выдержки из закона о том, кто именно имеет законное право на получение жилищного сертификата. Формальный, совершенно бесполезный ответ. Закон мы и сами знаем, был задан конкретный вопрос, на который хотелось получить конкретный ответ.
Так и хочется воскликнуть, как кто-то уже здесь ранее: «Вы и в самом деле дураки или притворяетесь?!»
Есть ли какой-то выход? Можно ли достучаться до власти? Мне кажется, нужны конкретные директивные указания сверху. Не рекомендации, а именно указания реагировать на сообщения граждан и писать не бездумные бумаги, а нормальные ответы на человеческом языке. А ленивых бюрократов нужно и вовсе наказывать. Может, штрафовать их за отписки, а?