Все новости
Общество
6 Сентября 2012, 17:00

Охотники Башкортостана, к счастью, не отличаются меткостью

Сезон охоты уже открыт. По каким правилам ведется законная охота? И какое наказание ждет охотника в случае незаконного отстрела животных? 

Фото с сайта www.megalyrics.ru.
Фото с сайта www.megalyrics.ru.

На просторах нашей республики живут более четырех миллионов человек. А вот крупных животных намного меньше. Например, медведей на всю республику всего чуть больше 700, волков – чуть больше 500, 15 тысяч кабанов, около 14 тысяч лосей. Даже зайцев-русаков, которые в стародавние времена в изобилии водились на российских просторах, в Башкортостане в этом году насчитано всего 13 тысяч.

Еще полтора десятка лет назад диких животных у нас было гораздо больше. Существующие нормативы численности на один гектар превышались, и, как говорят в Минэкологии РБ, возникала необходимость массового регулирования численности некоторых животных. А что такое регулирование численности? Это охота с применением автомототранспортных средств, стимулирование охотников премиями.

В результате такого регулирования численность сократилась и теперь стабильна. То есть животных у нас немного.

Но, несмотря на то, что животных немного, на них разрешено охотиться. И нынешний сезон охоты уже открыт. В этом сезоне охотникам на законных основаниях можно добыть, например, 104 медведя, 803 лося, 2901 кабана. Лимит добычи утвержден распоряжением Президента РБ.

Законная охота ведется по правилам. В республике есть общедоступные охотничьи угодья, то есть, государственные, а также закрепленные за отдельными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Закрепленных охотугодий чуть больше 65 процентов. В эти закрепленные охотничьи угодья охотпользователи вкладывают личные средства - облагораживают территорию, усиливают охрану, организуют охоту для граждан. Они обязаны иметь транспорт для охраны охотничьих угодий и для мероприятий, направленных на воспроизводство и увеличение численности животных – это подкормка животных, посевы кормовых полей, посадка растений, создающих защиту для охотничьих животных, сооружение искусственных гнезд для птиц.

Охотпользователи содержат штатных работников - егерей. Егеря проверяют у охотников охотничьи билеты, разрешения на добычу охотничьих животных и путевки.

Часть животных обречена погибнуть по закону. Как бы печально это ни было. К счастью, охотники Башкортостана, действующие в правовом поле, не отличаются меткостью. Об этом рассказывает начальник отдела государственного контроля за использованием объектов животного мира Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства природопользования и экологии РБ Глеб Егоров:

- Сейчас умелых охотников не так много. Пример этому - показатели добычливости: от лимита добычи лосей на прошлый год добыто только 67 процентов, кабанов – около 40 процентов, косуль – 51 процент, медведей – 25 процентов. Так что наши законопослушные охотники малоэффективны. В отличие от нарушителей – матерых специалистов, которые в любое время года добудут любое животное.

Считается, что охотников в республике около 40 тысяч, - рассказывает Глеб Викторович. - 28,5 тысячи уже получили охотничьи билеты нового образца, остальные, те, кто крепко спит или много работает, еще потихоньку тянутся. За этим количеством охотников надзирают 36 государственных охотничьих инспекторов. Один инспектор порой вынужден работать в двух-трех, а то и в четырех районах. Госохотинспекторы должны распределять свое рабочее время так, чтобы в определенные дни выдавать охотничьи билеты, разрешения на добычу животных, и, в то же время, выезжать в рейды, которые, в основном, проводятся вечером, ночью или рано утром. Оснащенность сотрудников оставляет желать лучшего. Хорошо, что за счет республиканского бюджета Минэкологии РБ приобрело каждому охотинспектору видеорегистратор. Теперь они могут вести съемку непосредственно при встрече с охотником, при разговоре с ним, при проверке документов. Все, что видит инспектор, теперь фиксируется на камеру. В проблемных ситуациях записи приобщаются к материалам дела. Они являются неопровержимым доказательством вины нарушителей.

В начале года, когда видеорегистраторы только-только были приобретены, произошел показательный случай – два человека в Гафурийском районе на снегоходе добыли трех кабанов и лисицу и уже днем возвращались домой. В это время наш сотрудник увидел их, преследовал и задержал, вызвал полицию. По горячим следам выехали на место расправы над животными, все было зафиксировано на видеорегистратор – лица браконьеров, снегоход, оружие, номера машин. Буквально в течение двух недель нарушители заплатили иск за ущерб, причиненный животному миру, в 164 тысячи рублей, были осуждены и привлечены один к уголовной ответственности, а другой – к административной.

Кроме того, большая часть инспекторов обеспечена ноутбуками. Законодательством предусмотрено также обеспечение пистолетами и спецсредствами: наручниками, резиновыми дубинками, баллончиками со слезоточивым газом. Ездят инспекторы, в основном, на УАЗиках и «Нивах». Но транспорт, конечно, нужен еще.

В охотхозяйствах в охоте на копытных животных и на медведя всегда задействованы штатные работники охотничьих хозяйств, то есть, егеря. В их гобязанности входит: показать – где затаился зверь, поставить охотников на те места, где пойдет зверь, и где охотник его увидит. Однако никто не гарантирует охотнику добычу животного. В некоторых охотхозяйствах в договорах прописывается, что охота считается законченной в тот момент, когда загонщики – сотрудники хозяйства выгнали на охотника зверя, и он прошел на расстоянии выстрела, но охотник либо не выстрелил, либо промахнулся.

В общедоступных угодьях егеря не задействованы. Охоту контролируют госохотинспекторы.

Во время охоты, особенно коллективной, надо особенно соблюдать технику безопасности. В группе охотников больше двух человек часто создаются ситуации, когда охотники могут оказаться друг у друга на пути, один стоит так, что сосед его не видит и может принять за дикое животное. Старший группы перед охотой должен обязательно проинструктировать всех, что нельзя стрелять по неясно видимой цели, нельзя стрелять на шум, необходимо четко видеть животное, на которое имеется разрешение. Существует негласное правило, что при наличии в группе разрешения на добычу одного животного, охота заканчивается после первого выстрела. В загоне может оказаться несколько животных. И если они выходят на охотников, то первый выстрел должен означать, что животное добыто, и все другие животные должны пройти нетронутыми. Если произойдет отстрел еще одного животного, то это будет рассматриваться как незаконная добыча. В этом случае охотники обязаны незамедлительно сообщить о произошедшем государственному охотничьему инспектору, который поставит в известность правоохранительные органы. Охотники, не покидая места происшествия, должны оформить акт о непреднамеренной добыче животного. По приезду сотрудников охотничьего надзора и полиции проводится осмотр места и опрос свидетелей. В этом случае, поскольку охотники сами сообщили о происшествии, большая часть ответственности с них снимается.

Если же сообщения не поступает, а незаконный отстрел обнаруживается, то оформляется протокол, информация направляется в полицию. Если погибло копытное животное или медведь, то считается, что животному миру причинен крупный ущерб. Это уголовное преступление. По решению суда у охотника аннулируется охотничий билет, конфискуется оружие, на него накладывается штраф до 200 тысяч рублей, могут дать условный срок наказания. Кроме того, охотник обязан возместить ущерб, к примеру, 54 тысячи рублей за кабана, 200 тысяч за лося.

За гибель животного установлены коэффициенты. Если, например, лось уничтожен по неосторожности, например, в случае ДТП, то применяется коэффициент «1» и водитель должен возместить ущерб 40 тысяч рублей. Если это произошло в результате незаконной охоты, то применяется коэффициент «3» и сумма возрастает до 120 тысяч. Если же при этом охота производилась на особо охраняемой природной территории – в заказнике, заповеднике, то коэффициент «5» и 200 тысяч.

Охотник, уличенный в незаконной добыче бурого медведя, должен будет возместить 90 тысяч рублей ущерба.

Странно, но по существующим расценкам незаконная добыча зайца оценивается в полторы тысячи рублей. При том, что на бедных зайцев, бывает, охотятся самыми варварскими методами – устраивают за ними гонки на снегоходах. А волк «стоит» и того дешевле – всего 300 рублей.

Кроме случаев, когда животные обречены погибнуть в соответствии с буквой закона, нередко их ждет смерть от руки браконьера.

За восемь месяцев текущего года в правоохранительные органы передано 36 дел с признаками преступления – незаконная добыча животных, незаконная охота на особо охраняемых природных территориях. Браконьерами уничтожены два медведя, 20 лосей, 15 кабанов, четыре косули, два зайца, два глухаря, две утки. Весной был вопиющий случай – в Мишкинском районе убили лебедя-шипуна. Эта птица занесена в Красную книгу Республики Башкортостан. К счастью, это видел человек, душой болеющий за природу. Он снял происшествие на фотокамеру, сообщил о нем инспектору. Вместе с правоохранительными органами сумели получить необходимые сведения, и браконьер был привлечен к уголовной ответственности.

Самая свежая информация – 3 сентября в Мелеузовском районе, где охота временно закрыта в связи с пожароопасной ситуацией, были задержаны два человека, в машине у которых обнаружили тушу медведя. Сейчас проводится проверка – устанавливаются личности браконьеров и вина каждого из них.

Но не только пули, неважно – законные или незаконные становятся причиной гибели животных. Есть еще проблема – животные выходят на дорогу, где их сбивают машины. 45 ДТП с участием животных произошло за восемь месяцев нынешнего года. В них погибли 34 лося, девять кабанов, четыре косули. В прошлые годы в результате ДТП с участием животных погибли два человека, потому что масса животных большая, выскакивают они на дорогу неожиданно, перед самой машиной, избежать столкновения, практически, невозможно. Минэкологии РБ пытается работать с дорожными службами, чтобы они устанавливали ограждения в местах регулярного выхода животных. Например, недалеко от Уфы, после Булгаково, на 39-40 километрах трассы Уфа-Оренбург водителям надо быть осторожнее, там животные постоянно переходят дорогу. Из федерального бюджета республике выделяются субвенции, и осенью прошлого года на эти деньги было выставлено ограждение на дороге, соединяющей село Первушино Кушнаренковского района и Благовещенск, неподалеку от моста через Белую

. Но эффективность ограждений в тех количествах, в которых они есть, практически, нулевая. Поэтому в тех местах, где стоят знаки, предупреждающие о возможном выходе на дорогу диких животных, водители должны быть предельно внимательными.

Как это ни печально, животные гибнут. По-разному – от рук человека, под колесами транспорта. И, наверное, все-таки задача сознательного общества оберегать наш животный мир. Потому что, как ни крути, он беззащитен перед оружием человечества. Большинство горожан, двигаясь по асфальтированным тротуарам, сидя в кабинетах с кондиционерами, не задумываются о том, что происходит за пределами города. А задумываться надо.

Автор:Сюткина Евгения Константиновна
Читайте нас: