Все новости
Общество
8 Августа 2012, 12:12

Кто откроет в Уфе «Школу журналистики»?

Многие региональные издания испытывают затруднения с кадрами. Найдутся ли в Уфе энтузиасты, готовые открыть школу обучения азам журналистского мастерства?

Фото с сайта www.siver.com.ua.
Фото с сайта www.siver.com.ua.

«Хочешь быть журналистом? Не упусти свой шанс!». Такое объявление из номера в номер размещает  на своих страницах в региональной вкладке одно из популярных федеральных изданий. В заметке говорится, что газета «набирает активных, креативных, коммуникабельных  молодых и дерзких СТАЖЕРОВ в возрасте от 18 лет». Есть оговорка: «опыт работы приветствуется». Знаю не понаслышке, что не только это, но и другие издания в республике стараются брать на работу «активных, креативных, коммуникабельных молодых и дерзких стажеров» с некоторым опытом работы, а то без из оного. Если есть в голове что-то, хоть какая-то искорка божья, то из такого стажера выйдет толк.

Проблема кадров в республиканском профессиональном журналистском цеху, как впрочем, наверное, и в других отраслях и сферах нашего сегодняшнего бытия, стоит довольно остро. Вроде бы, вузы выпускают достаточное количество журналистов, представителей других профессий, но на поверку оказывается, что найти хорошего специалиста бывает не так-то просто. Будучи заместителем главного редактора ИА «Башинформ» частенько приходится искать претендента на очередную освободившуюся вакансию в информационной службе. Вместе с главным редактором Шамилем Валеевым мы перебираем кучу резюме, прежде чем останавливаем свой выбор на достойной кандидатуре на должность репортера - быстрого, бойкого, пусть и не столь талантливого, но хотя бы способного оперативно написать хорошую событийную, информационную заметку. И не факт, что этот претендент – выпускник журфака,  как правило, он  имеет либо филологическое, либо историческое образование, за очень редким исключением - специализацию «связь с общественностью», а то и вовсе не из гуманитарной сферы. В «Башинформе» жесткое правило: претендент должен пройти трехмесячный испытательный срок. Если за это время он проявит себя, покажет, что способен наравне с другими сотрудниками  выдавать «на гора» качественные материалы, выдержать работу «у станка», поскольку новостная лента – это прожорливая топка, требующая ежедневно до 80 и более отменных «информдровишек», тогда и флаг ему в руки, вперед с песнЯми.    

На своем почти 40-летнем журналистском опыте я убедился, что для работы в средствах массовой информации – газетах, журналах, информационных агентствах, электронных изданиях, на радио и телевидении - не обязательно иметь чисто журналистское образование. Как раз наоборот, все известные в республике талантливые журналисты, организаторы газетного дела, редактора, репортеры имели и имеют не журналистское образование. Ныне покойный талантливейший журналист Виктор Скворцов, премию имени которого учредила газета «Республика Башкортостан», был выпускником Уфимского авиационного института. Редактор газеты «Уфимские ведомости» и журнала «Уфа» Галина Ишмухаметова также выпускница этого вуза. Одно время в «Башинформе» работал очень талантливый журналист, автор прекрасных поэтических сборников Владислав Троицкий. Так вот он закончил факультет почвоведения Московского государственного университета. Нынешний редактор газеты «Истоки», поэт и переводчик, писатель и журналист Айдар Хусаинов окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. И таких примеров – масса. 

Ну, а что же наш журфак БашГУ? Почему его выпускники не востребованы в наших СМИ? На заседаниях президиума, пленумах, съездах Союза журналистов РБ регулярно заходит речь об этой проблеме. Не раз говорил о ней глава нашего профессионального сообщества и редактор газеты «Йэшлек» Артур Давлетбаков, другие редактора республиканских газет. По их словам, большинство стажеров журфака БашГУ, которые приходят в газеты на практику даже после четвертого-пятого курса, не способны написать самую простую заметку. Выходит, что нужно в корне менять саму систему подготовки журналистских кадров.

В советские времена, когда я начинал работать в газетах, там создавались школы начинающих журналистов. Была такая, к примеру, в газете «Ленинец», куда я пришел в августе 1977 года после окончания филфака БГУ. Во многих уфимских школах работали кружки, где занимались будущие журналисты, и даже выпускали свои школьные газеты. Помню, что особенно популярной, занимавшей призовые места во всесоюзных и всероссийских конкурсах, была газета уфимских школьников «Время колокольчиков». Многие впоследствии известные в Башкирии журналисты, в частности, Марина Чепикова, Галина Карпусь, прошли эту школу, были кураторами газеты  «Время колокольчиков».

Сегодня в Уфе работает «Школа российской политики» под руководством Рустэма Ахмадинурова, есть «Школа блогеров», которую ведет известный в республике блогер Евгения Куцуева. Это своего рода курсы, на которых в течение нескольких месяцев можно получить навыки начинающего политика, научиться создавать и вести свои блоги. Блогеров, к слову сказать, учат, в том числе, и писать тексты, посты, как они их называют. И первый выпуск «Школы блогеров» показал, что ее выпускники по сути уже готовые журналисты. Кстати, Евгения Куцуева не видит особой разницы между блогерами и журналистами. Рассуждая на тему, кто лучше, блогеры или журналисты, она пишет в одном из последних номеров газеты «Республика Башкортостан»:

«Только блогеры  способны дать непредвзятую оценку ситуации. Блогеры — это люди, которые не имеют ограничений, связанных с политикой редакции, позицией учредителя или гонорарной системой. Блогер пишет, потому что считает что-то важным для себя лично и для общества, и высказывает свое сугубо субъективное мнение. И в этом принципиальное отличие блогера от журналиста. Блог изначально субъективен. И поэтому, когда представителей блогосферы обвиняют в необъективности, — это совершенно неверная постановка вопроса. А вот журналистский материал просто обязан иметь в своем составе как минимум две точки зрения на происходящее, и личность журналиста, особенно в новостной журналистике, не «просвечивает через репортаж» или, по крайней мере, не должна «просвечивать». 
У блогеров и журналистов есть много общего: и тех, и других отличают любопытство, внимание к происходящему, оперативность реагирования, высокий уровень рефлексии, способность сопоставлять факты и события, делать выводы. Так кто же лучше: блогер или журналист? Мы, и блогеры, и журналисты, делаем одно дело, и концентрироваться на соперничестве нам не стоит. Ведь, объединив силы, мы можем все».
На днях мне задали такой вопрос: хотим поступить на курсы начинающих журналистов. У нас уже есть специальность, есть работа, но хотелось бы научиться писать, освоить журналистскую профессию. На журфаке  учиться долго, а курсы были бы самое то. Есть ли таковые в Уфе? Я с сожалением  признался, что вряд ли, по крайней мере, мне о существовании таких курсов  ничего не известно.
Но в это же время от наших коллег из Новосибирска пришла любопытная информация о здешней «Школе журналистики». Вот что в ней говорится:

«Созданная как альтернатива университетскому образованию, «Школа журналистики» в Новосибирске отметила 17-летний юбилей со дня начала своей уставной деятельности. Здесь начался очередной набор корреспондентов, блогеров и пресс-секретарей, которые по уверению руководства школы, будут «готовы» уже будущим летом. Наверное, поэтому недостатка в желающих не наблюдается. Кому не хочется получить престижную профессию всего за десять месяцев? Два институтских семестра – и вчерашний токарь (нянечка, инженер, менеджер и т.д.) уже могут демонстрировать в редакциях профессиональные навыки и умения.

Спор о том, нужно ли репортеру университетское образование, тлеет в России уже не одно десятилетие. И похоже, пример новосибирской «Школы журналистики» доказывает, что идея «фазанки» по ремесленной подготовке корреспондентов СМИ не такая уж дикая. Во всяком случае, выпускники «Школы журналистики» успешно работают в большинстве новосибирских СМИ, в штате пресс-служб различных организаций.

По словам бессменного руководителя НП «Школа журналистики», новосибирского журналиста Федора Григорьева, секрет выживаемости крохотной школы  в конкуренции с образовательными гигантами (журфаки есть, как минимум, в четырех новосибирских вузах) состоит, прежде всего, в отказе от государственных образовательных стандартов. Информирующая журналистика, концепция которой получила официальное признание в высшей школе России, по мнению основателя журналистского «профтехучилища», несовместима с журналистикой впечатлений, которую исповедуют во всем мире. Обучение технологиям «придумывания» новости, ее «жаренья» - вот, оказывается, чему учат в «Школе журналистики». И самое интересное, вот такая – еретическая – платформа профессиональной подготовки дает свои плоды. Согласно статистике выпуска нынешнего 2012 года, каждый второй обладатель диплома «Школы журналистики» еще до окончания учебы получил приглашение на работу в качестве штатного сотрудника СМИ».

Из этого сообщения следует, что в Новосибирске нашли решение проблемы подготовки журналистских кадров. Так может быть и Уфе последовать примеру сибиряков? Вот только кто этим займется? Найдутся ли у нас энтузиасты, готовые, по примеру новосибирской «Школы журналистики», начать обучать азам журналистского мастерства всех желающих?   

Читайте нас: