Казалось бы, времена безработицы давно уже в прошлом. По официальным данным, 6,3 процента экономически активного населения республики на сегодня ищет работу. Если сравнить с кризисными временами (13 процентов) у нас, можно сказать, все в порядке! Да и в количественном выражении цифры не такие уж и страшные. По республике – 23 800 безработных, по Уфе – восемь тысяч. Именно эти данные привел во время эфира на сайте «ОЭГ» начальник Управления государственной службы занятости населения РБ Николай Солодовников.
Тем не менее опыт читателей «Общественной электронной газеты» говорит об обратном. Безработица на селе, нехватка простых рабочих в городе…
«В нашем ЖЭУ, например, не хватает сантехников и сварщиков. Потому что работа тяжелая и грязная, - поделился читатель «ОЭГ» Николай Семенович. - С электриками все время проблемы. Зато начальников хоть отбавляй! Что делается для повышения престижности рабочих специальностей?»
- На мой взгляд, все не могут быть начальниками, - ответил Николай Солодовников. - Кто-то должен работать и простым сварщиком. Родители, отправляющие своего ребенка в престижный вуз, об этом не думают. Юридический, экономический вуз – предел мечтаний современных родителей. В республике на одного юриста/экономиста, который учится на бюджетной основе, приходится пять-шесть человек, получающих образование на коммерческой основе. Как результат – большое количество безработных специалистов, приходящих к нам в службу занятости.
В их отношении мы проводим профориентационную работу, направляя на переобучение рабочим профессиям.
Николай Солодовников отметил, что большинство профессий, которые предлагает служба занятости – именно рабочие.
- Мы ведем мониторинг вакансий и рейтинг профессий на нашем сайте, - пояснил глава службы занятости. - На сегодня 80 процентов вакансий – рабочие. Из них – 20 процентов – временные сезонные вакансии. Довольно много вакансий в сфере ЖКХ.
При этом стоит признать, что уровень заработной платы рабочих специальностей до сих пор очень низок.
Например, в Башкортостане примерно 19 процентов заявок от работодателей – это работа с зарплатой всего пять-шесть тысяч рублей. Еще 26 процентов заявок – должности на 6-10 тысяч рублей. Понятно, что на такой заработок может польститься только приезжая рабочая сила. И этой рабочей силы в республике много – 19,5 тысячи человек. В основном иностранцы идут на «неквалифицированную» работу.
- Если взять статистику по республике, наблюдается парадокс, - отмечает гость «ОЭГ». - На одного безработного у нас приходится две вакансии. Но эти вакансии люди занимать не хотят, - слишком низкая зарплата.
По мнению Николая Солодовникова, эту проблему надо решать. Башкирские работодатели должны как-то привлекать работников, возможно, через повышение заработной платы, либо предоставляя социальные льготы.
Итак, ситуация с зарплатами рабочих в городах республики неутешительная. А что происходит в деревне? Об этом в эфире рассказала жительница Буздякского района Мадина Арефьева.
«Когда в деревне будет работа?Хорошо, если есть ферма или пекарня какая-нибудь, или комбинат. А то приходится добираться в райцентр на попутках, - рассказала о себе сельчанка. - Уезжаю в семь утра, возвращаюсь в 22 часа, а когда и в 23. И денег платят по 9 тысяч. Насмешка просто. Молодежь уезжает в город. Когда будут программы по обеспечению работой деревенских жителей?»
Женщина добавила, что ее родственники, проживающие в селе Бедеева поляна Благовещенского района, тоже сидят без работы.
«Взрослые мужики, чтобы получить копеечку, выкапывают и сдают металлолом, - рассказала она. - Этим занимается практически вся деревня. Потому что работы нет. Это нормально, по-вашему? А ведь могли бы пользу приносить, работать на государство, налоги платить!»
- В республике работает так называемая «программа самозанятости», которая может частично решить проблему, - ответил Николай Солодовников. – Людям, решившим заняться своим бизнесом, наша служба выделяет стартовый капитал в размере 58 800 рублей и бесплатно обучает предпринимательскому делу. Чтобы поучаствовать в программе, человек должен быть зарегистрирован как безработный и составить бизнес-план.
В этом году все 10 миллионов рублей, выделенные из бюджета по этой программе, отправились на северо-восток, в самые проблемные районы. Там ситуация с безработицей очень серьезная. Возможно, ваш район попадет под действие программы в следующем году.
- Я совершенно согласен, что ситуация ненормальная, - подчеркнул гость «ОЭГ». - Но, по сути, вопрос не совсем к нам. Служба занятости содействует трудоустройству, а не обеспечивает работой. Создавать рабочие места - задача муниципалитетов. Со своей стороны, я могу посоветовать обратиться в службу занятости по месту жительства. Как вариант, есть программы по переселению. Если человек желает переехать в другую местность, где есть для него работа, мы оплачиваем все расходы, связанные с переездом, а также выдаем небольшие суточные (100 рублей в день). Программа действенная, хотя в ней пока что не решен жилищный вопрос. Надеюсь, что эта программа будет работать и дальше, сейчас мы ее совершенствуем.
Итак, безработица. Неявная, но чувствительно бьющая по уровню жизни. Совсем неудивительно, что на фоне этого безобразия процветают всевозможные сетевики! Пользуясь тем, что люди сидят без работы, они привлекают их заманчивыми объявлениями и большими зарплатами.
«Кругом полно объявлений: «Работа всем!», «Работа молодым пенсионерам и студентам!» «Надоело зависеть от родителей? Иди к нам работать!» А как начнешь разбираться, так это то сетевой маркетинг, то вообще какие-то «мутные» конторы, где предлагают оставить в залог 300 рублей и взять почитать какую-то книгу, - рассказала читательница Алина. - Я как-то в такой конторе начала задавать вопросы, чтобы объяснили, чем они занимаются, так мою анкету порвали и меня выгнали. Что это за конторы? Государство с ними борется?»
- Могу сказать только одно – если есть подозрения, лучше обращаться в правоохранительные органы, - ответил Николай Солодовников. – Если в этой «конторе» занимаются обманом граждан, лучше сообщать о подобных фактах в полицию.
Кстати, а какое второе высшее лучше получить, чтобы гарантированно найти работу, не мыкаясь по сетевым структурам и прочим сомнительным конторам?
«Посоветуйте, как специалист, - какое второе высшее получить, чтобы быть востребованным сотрудником? - поинтересовалась во время эфира читательница Катя. - Очень хочется продолжить образование, где это лучше сделать? Первое образование у меня экономическое».
- Сложно вот так заочно давать советы. Заходите на наш сайт - там публикуется рейтинг профессий, популярных по республике, - рекомендовал глава службы занятости. - В соответствии с этим рейтингом выбирайте и образование. Высшее техническое, к примеру, всегда пользовалось спросом. А в целом – ориентируйтесь на местный рынок труда.
Во время онлайн-конференции читатели «ОЭГ» предлагали совсем уж фантастические идеи по поводу профориентации.
«Как вы относитесь к такой идее профориентации: дети юристов должны получить юридическое образование, педагогов - педагогическое, дети рабочих - рабочие специальности? – задала вопрос в эфире читательница Лариса. - Тогда бы и недостатка в кадрах не было, рабочие места родителей заняли бы дети...»
- Не уверен, что это реально, - усомнился в целесообразности идеи Николай Солодовников. - Возможно, родители и хотели бы, чтобы дети пошли по их стопам, но… Надо понимать, что какие-то предприятия исчезают, какие-то появляются, возникают новые специальности и даже отрасли. В результате, выучившись на устаревшую профессию, ты рискуешь стать невостребованным. Я бы посоветовал при получении специальности руководствоваться, все же, ситуацией на местном рынке труда.