Каждое утро, идя на службу, следуя известным маршрутом, я встречаю на своем пути одни и те же лица незнакомых мне людей, также спешащих на работу. По месту встречи того или иного «незнакомца» я, не глядя на часы, безошибочно делаю вывод – опаздываю и, значит, следует поспешать, или же все-таки укладываюсь в заданную временную сетку. Так в моем сознании возникает физическое единство пространства, времени и индивидуумов. Из этого единства двигающихся единиц выбивается одна (с трудом пытаюсь дать ей определение) статическая субстанция – это человек без определенного рода деятельности, он никуда не направляется, он, по всей видимости, уже достиг желаемой точки. И вот эта самая точка по воле случая лежит на моем пути. А именно, под сенью полувекового американского клена, чудом уцелевшего в борьбе местной администрации с опасными старыми насаждениями, сидит на табуретке неопрятного вида человек и ярко представляет собой выражение отвратительной праздности в наихудшем ее проявлении. Нет, это не профессиональный нищий, «зарабатывающий» на подаяниях, не бродяга «уфимских карьеров», а, скорее всего, житель дома, расположенного поблизости. Однажды, встретившись со мной глазами, мой визави протянул руку, с ленцой промямлив: «мелочи не подкинешь?». И я, чтобы вы подумали, «подкинула». На следующее утро знакомец мне уже по-свойски приветственно кивнул, однако деньги на мое удивление не попросил. Случилось это на третий день после нашего «знакомства», снова уже безапелляционно прозвучало сакраментальное «не подкинешь», вернее, «подкинешь». И я, естественно, дала. А как же откажешь на российское «за здорово живешь»? Да никак! С завидной регулярностью, через два дня на третий я облегчала свой кошелек, мысленно упрекая себя в мягкотелости, неумении в нужный момент сказать решительное «нет», в безрассудстве, в расточительности и Бог весть в чем еще. Решение, как это обычно случается в жизни, пришло само собой. В один прекрасный день на перекрестке я перешла на другую сторону улицы, минуя, таким образом, своего просильца. На этом тягостные для меня отношения были закончены.
На улице Ленина, наверное, читатели встречали, выставлены ящики для сбора пожертвований, не хочется называть их урнами. На прозрачных стенках этих ящичков расположена информация о больных детях, которым требуется дорогостоящее лечение. Что думает простой обыватель, проходя мимо такого пункта сбора пожертвований на благое дело, стоя около него на остановке в ожидании автобуса? Тянется ли рука в собственный карман и кошелек, дабы всемерно поучаствовать в судьбе страждущего ребенка? Не у всех возникает такое вполне человеческое побуждение. И даже, заметьте, не у многих. В чем же, спрашивается, дело? Почему мы подаем каким-то забулдыгам явно не на хлеб насущный и остаемся безучастными к детской боли?
«Фонд помощи тяжелобольным детям «Добрые люди» - читаю надпись на майке подростка, стоящего рядом с ящиком. Азамат, - так он представился - оказался сезонным работником фонда. 15-летний уфимский школьник таким образом подрабатывает на летних каникулах. 90 рублей в час, в среднем шесть часов в день – неплохие получаются деньги на карманные расходы. И глядя едва на четверть заполненный десятирублевыми купюрами ящик, невольно думаешь о рентабельности сего предприятия. Хотя пристало ли воспитанным людям считать чужие деньги? Благотворительные фонды существуют, скорее всего, на крупные пожертвования, и за этими пожертвованиями стоит совершенно другая тема. Главное, что своевременно осуществляется адресная помощь. Кстати, руководствуясь подобными умозаключениями, многие люди перекладывают возможность реальной помощи на других, более состоятельных и имущих сограждан. Действительно, ну что мой червонец решает, - иной раз мы рассуждаем, - когда цена вопроса исчисляется сотнями тысяч, а тот и миллионами рублей. А еще, как мне видится, сказываются некие опасения нашего населения. Ведь нас так часто дурят и «накалывают», играя нашими чувствами и слабостями. И, вообще, всякая организованная система, пусть даже благотворительная, вызывает у россиян недоверие.
Нет у нас, к сожалению, еще культуры благотворительности. А, может быть, она утрачена за десятилетия, прожитые в ложной утопичной морали.
Ответы на вопросы нравственного порядка, которые ставит жизнь перед человеком, что называется, вечные и риторические, можно найти в религиозных писаниях. Так, ислам четко определяет обязанность мусульманина совершать подаяние. Существует религиозный налог, размер которого составляет сороковую часть всего нажитого благосостояния. Думаю, это вполне посильная сумма, не требующая особых жертв. Интересно, что подаяние в исламе рассматривается не только как возможность оказать помощь нуждающимся людям, но и как духовное очищение, подача милостыни указывает на то, что сердце подающего свободно от любви к деньгам и жажды наживы.
Что же все-таки стоит за подаянием? Отчасти сострадание, искренность и религиозное благочестие, отчасти эгоистичные соображения – подаем с мыслью «не дай нам Бог оказаться на паперти». Станет ли материальное пожертвование нормой в нашем обществе? Во всяком случае, выбор всегда остается за человеком. Выбор, ценой которого может стать целая жизнь на расстоянии всего лишь протянутой руки.