Если читают «ОЭГ» водители маршруток, наверное, возмутятся: чего она к нам прицепилась? На самом деле тема бесконечная, как бесконечно продолжает нас «радовать» отношение со стороны водил к нам, пассажирам.
На улице стоит жара. В субботу с самого утра, пока еще свежо, отправляюсь к родне, проживающей в частном доме, поближе к земле. Прохлада радует, но не наличие маршрутки (добираться надо до уфимского «Президент-отеля» на 280-м).
Стою, жду. Солнышко уже поднимается, приходится уходить с ближней к дому остановки и «пилить» до другой, где транспорта больше. Сажусь в № 270. Маршрутка только что заступила на «трудовую вахту», а вся уже пыльная и грязная, как чушка. В салоне в лучике света переливается облако пыли. Поручни заляпанные, сиденья тоже. Интересно, проходят маршрутки какую-то санобработку перед выездами, кто-то за это отвечает?
Дальше - больше. Шофер не в духе. На следующей остановке садится молодой парень и лезет в кабину. Это понятно, пацанам по 16-17 лет хочется на переднее место, они все в этом возрасте мечтают о машине. Водитель злобно кричит:
- Куда лезешь? В салоне места много. Тут и без тебя не продохнуть!
Тем не менее, народ быстро набирается. Уже полон салон и даже один парнишка стоит на ступеньке. Все сидят красные, потные: боковые стекла не открываются, а от маленькой форточки сверху толку мало. Но ничего, едем молча: всем надо как-то добраться. Мы думали, что этим и ограничится, но водитель останавливается и подбирает голосующего мужика. Добрая душа! Мужик оказывается знакомым и совершенно пьяным. (Как его угораздило с утра-то?). Мужик, конечно, на ногах еле стоит, прижал парня к стенке, но тот молчит. Потом бедолага перестал держать равновесие и стал пристраиваться на колени к сидящей с краю пожилой грузной даме.
Женщине самой ни развернуться, ни встать. Видно, что выдержанная и интеллигентная, но держать у себя на коленях какого-то алкаша не согласна.
- Да что это такое? – возмущается она. – Вы почему пьяных подбираете? Выпустите его сейчас же!
Водитель едет молча, будто бы не слышит.
- Остановите, я сойду! – требует женщина.
Реакция та же.
Все-таки терпеливый у нас народ, но пассажиры – за женщину. Маленький бунт на корабле: остановите, высадите и так дышать нечем, а тут еще этот с перегаром!
Любитель выпить крутит головой и сам просит остановиться. Оказывается, он уже проехал свою остановку.
Постепенно пассажиры высаживаются. До «Президент-отеля» я еду одна.
- Вас как зовут? – спрашиваю я.
- Это еще зачем?
- Назовите свою фамилию, я позвоню куда надо и сообщу, что вы нарушаете правила.
- И что? – возражает он. – Тебе больше всего надо? Выходи, мне некогда! (Почему на «ты» тоже не понятно, я к нему на «вы»).
В понедельник позвонила в УГИБДД МВД по Республике Башкортостан.
- В наших нормативных актах нет такого, чтобы водитель не провозил пьяного пассажира, - ответили. – Главное, чтобы он сам находился за рулем в трезвом виде. Звоните в транспортную инспекцию!
Начальник отдела автотранспортного надзора управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Александр Рымарь напротив, сказал, что «контроль на линии, как за безопасностью движения, так и за сохранением общественного порядка возложен на Госинспекцию, а «транспортный надзор» выезжает только на плановые проверки по согласованию с прокуратурой, плюс некоторые внеплановые проверки».
Как раз во время этих внеплановых проверок и выявляется много нарушений.
Водители часто указывают одну стоимость за проезд, а требуют другую. Заходишь в маршрутку с уверенностью, что проезд – 15 рублей (так гласит табличка рядом с дверью). После выясняется, что платить надо 20 рублей.
- Это только по Сипайлово 15 рублей, - так, например, объясняет водитель.
Подобные уловки используются очень часто. Это нарушение правил перевозок. Пассажира не должны морочить относительно стоимости проезда.
Еще такой факт: после 21.00 за проезд накидывается пятачок! На самом деле это «правило» выдумали ИП. Мотивируют тем, что, мол, с этого времени пассажиропоток убывает. Что-то я такого не замечала. Меньше пользуются транспортом ближе к 23.00, да и то маршрутки в это время заполнены: часть их уже ушли «на покой». В принципе, нигде это не оговорено. Нарушение, которое уже вошло в практику.
Берут пассажиров больше, чем положено (в маленьких «газельках» вообще не положено стоять) – нарушение. Все это повод позвонить в транспортный надзор для внеплановой проверки.
Ну, а что касается моего случая, оказывается, водитель не только не имел права «брать на борт» пьяного пассажира, но и, если взял и сначала не сразу разглядел в нем нетрезвую личность, позвонить по «02», чтобы его забрали в медвытрезвитель. Это, конечно, предел наших, «пассажирских» мечтаний.