Все новости
Общество
16 Июля 2012, 18:39

Уфимские студенты: поступают, куда получится, выпускаются в никуда

Какой вуз выбрать, сколько заплатить за учебу и куда потом устраиваться работать? Эти вопросы волнуют достаточно большую часть уфимской молодежи.

Фото с сайта www.baku.ru.
Фото с сайта www.baku.ru.
Мучаясь от жары знойными июльскими днями, зашла как-то по долгу службы в Башгоспедуниверситет. Вот где настоящая жара-то! Толпы абитуриентов штурмуют столы приемной комиссии, поневоле подумаешь: что это? Тяга к знаниям? Или отсрочка от армии? Нежелание идти работать? Возможность вырваться от родителей, приехать из глухого района в столицу? Да и вообще, вуз педагогический, а куда нам столько учителей-то? Собственно, с таким вопросом, прямиком отправилась к ректору БГПУ Раилю Асадуллину:
– А что плохого в том, что мы даем людям образование? Пусть даже часть наших выпускников будут работать на заводе у станка, все равно мы повышаем грамотность населения.
Вот так, товарищи абитуриенты, с какими уж надеждами вы пришли поступать – это ваши проблемы, а сам ректор признает, что далеко не всем посчастливится работать по специальности. К слову сказать, в моем дипломе черным по желто-голубому прописано: «Филолог. Преподаватель…». Но в школе я не работала ни дня. Почему? Да просто потому, что хочется жить, зарабатывать, одеваться, купить автомобиль, иметь возможность ездить в отпуск на море… Да много чего еще хочется, а что мне могут предложить в школе? Во-первых, преподаватель русского языка и литературы без опыта работы особо никому не нужен. И правильно, – вон сколько сейчас желающих – работодателю можно кастинг устраивать! Во-вторых, начинающему учителю в Уфе большую зарплату не предложат, часов дадут мало, звания и квалификации надо еще заслужить… Вот и получается, что приобретя заветный диплом, отправляются молодые преподаватели, инженеры, политологи, психологи и прочие счастливые обладатели синих и красных корочек, в салоны сотовой связи и мелкие частные конторы, целыми днями предлагать потенциальным клиентам приобрести их продукцию. Но разве для этого мы корпели над книгами несколько лет?
Сегодня вопрос востребованности выпускников на рынке труда по-прежнему остается нерешенным. Конечно, в вузах наблюдается некоторое сокращение мест по гуманитарным направлениям и увеличение по техническим – открывают новые специальности (такие, как пресловутые нано-технологии), но, тем не менее, число тех, кто работает не по профилю, по-прежнему велико.
А если вспомнить, что нынче многие вообще поступают по результатам ЕГЭ, то встает вопрос, насколько осознанно выбирают школьники профессию? В интернете есть так называемый «Калькулятор ЕГЭ», где каждый может занести свои баллы тестирования и выбрать регион обучения, а хладнокровная машина рассчитает, куда вы можете поступить с таким результатом. Вот так выбирают профессию – не по зову сердца, а по принципу «куда прохожу».
Как тут не вспомнить старые советские времена, когда велась активная пропаганда рабочих специальностей. За прилавками стояли не учителя, а те, кто обучался по торговому направлению, учителя же преподавали в школе, потому что получали сразу после окончания учебы направление, их уже ждали, место работы по специальности было готово. Да и производств было тогда, пожалуй, больше, нежели сейчас. С переходом на рыночную экономику, государство сняло с себя обязанность отвечать за будущее молодых специалистов. Сейчас по указу президента России до конца июля правительство должно внести в Госдуму проект закона «Об образовании». В сообщении главы государства говорится: «На этапе доработки законопроекта в правительстве и в ходе его обсуждения в парламенте следует учесть все конструктивные предложения педагогических и студенческих организаций, родителей». Свежо предание, да верится с трудом! Действительно ли все сделают так, как мы хотим? В этом году уже есть ряд нововведений: например, установлена минимальная стоимость обучения на коммерческом отделении. От 60 до 120 тысяч рублей в год обойдется студентам жажда знаний. Это ноу-хау прокомментировал проректор по учебной работе БГПУ Максим Михайлов:
– Установленная цена едина для всех регионов страны, а это значит, что учеба в Москве и провинции будет стоить одинаково. Цены на многие специальности очень высоки даже для Уфы, что и говорить про мелкие города. Несомненно, количество желающих получить платное образование уменьшится, а это значит, что образование перестанет быть массовым. И есть надежда, что повысится его качество.
Конечно, есть в этом законе разумное зерно, ведь специалистов сейчас клепают все, кому не лень, сотни «филиалы филиалов» открывались последние годы по всей стране, собирая в своих стенах всех, кто не поступил в ведущие вузы на бюджет, и кому не хватило средств на коммерческое отделение. Стоимость обучения в таких «шарагах» значительно ниже, чем в главных вузах, за счет этого «университеты», располагающиеся в бывших детских садиках, создавали реальную конкуренцию классическим вузам. Да и уровень подготовки в них весьма сомнителен. Теперь, когда плата за обучение находится под контролем государства, за те же деньги, каждый абитуриент постарается поступить в самый престижный вуз, а платить 120 000 рублей за учебу в сомнительном филиале станет просто нелогично. Это означает, что большинство таких заведений будут вынуждены закрыться, и доступность высшего образования действительно снизится.
Станем ли мы от этого менее грамотными? Сегодня много возможностей для самообразования. Во всемирной паутине есть не только целые библиотеки, но и различные видеотреннги, аудиосеминары. Но у такого обучения есть и минусы – бесценный опыт и практику через интернет не получить.
Я считаю, проблему стоит решать на более ранней стадии – в школе. Введение профориентации при получении среднего образования помогло бы определиться будущим студентам с выбором специальности, ведь большинство из них не способны принять правильное решение, покидая стены школ. Сегодня за многих направление выбирают родители или другие авторитетные лица. Получив определенное представление о профессии, школьник сможет более осознанно подойти к поиску себя в жизни. Строже надо относиться и к студентам: рассказы старших товарищей о том, что можно получить высшее образование, «не напрягаясь», прогуливать и ничего не учить, кое-как выклянчивая «тройки», внушают уверенность даже самому нерадивому школьнику, что получить заветный диплом под силу и ему. Все это привело к моральному обесцениванию высшего образования. Корочка есть сегодня у многих, а вот ум и способности, как и прежде, далеко не у всех.
На заметку. Кадровые агентства утверждают, что сегодня в России наиболее востребованы инженер IT-отрасли, логист, маркетолог и химик. Иную информацию предоставляют службы занятости, по их статистике первое место (более 10%) занимает менеджер по продажам, на втором и третьем месте инженерно-технические профессии и квалифицированные рабочие.
Читайте нас: