Все новости
Общество
14 Июня 2012, 17:27

О, одиночество, как твой характер крут…

И при живых детях некоторые старики не могут рассчитывать на пресловутый стакан воды и внимание в последние мгновения жизни.

Фото с сайта www.proza.ru.
Фото с сайта www.proza.ru.

Эта грустная история  застряла в моей памяти, как острая, болезненная заноза, хотя и прошло уже несколько лет. Всколыхнуло волну эмоций трагическое происшествие в Альшеевском районе: помните, две одинокие пенсионерки по своей воле вместе ушли из жизни? Мне стало очень жаль бедных женщин, и я хотела тут же отреагировать на публикацию в «ОЭГ», но, как всегда, закружили неотложные дела, и  написание статьи отодвинулось.

Рассказать мне хочется о судьбе одной достойной русской женщины, которая долгое время жила вместе с семьей в Уфе, а затем переехала в Москву – чтобы лучше было двум ее взрослым сыновьям. Так искренне считала Елизавета Андреевна (настоящее ее имя по понятным причинам называть не буду). Оба супруга были преподавателями одного из уфимских вузов. Такую же работу нашли они и в столице нашей страны. Сыновья оправдали надежды родителей: каждый сделал неплохую карьеру в своей отрасли. Старший сын стал профессором, младший – военным. Только личная жизнь у обоих не слишком задалась: развод, образовались новые семьи… С кем не бывает!

С Елизаветой Андреевной я познакомилась в то время, когда сотрудничала с одной международной компанией и часто ездила в командировки в Москву. Дорогу туда и обратно фирма оплачивала, а проживание – нет, поэтому всякий раз приходилось искать, у кого бы переночевать. Снять гостиницу в столице рядовому журналисту из провинции - дорого, а близких родственников в Москве у меня не имеется. Однажды моя знакомая дала мне адрес Елизаветы Андреевны и сказала, что у нее можно остановиться:

- Живет она одна, и общению с гостьей из Уфы будет только рада.

Так и вышло. Елизавета Андреевна встретила меня, как будто мы были  давно знакомы. Весь вечер мы говорили об Уфе, откуда наши земляки уехали еще в конце 70-х годов, поменяв свою «сталинку» по приличную квартиру в уютном уголке Москвы. А потом сыновья разлетелись, и моя новая знакомая с супругом осталась в этой квартире одна. В тот момент, когда я впервые ее увидела, она болезненно переживала смерть любимых людей – младшего сына, прожившего 50 с небольшим лет, и затем ушедшего вслед за ним мужа. Старший сын как наследник настоял на обмене, и Елизавета Андреевна вынуждена была переехать из прекрасной двухкомнатной квартиры в центре в трехкомнатную «хрущевку» в одном из спальных районов Москвы. Престарелая женщина здесь никого не знала, общаться было не с кем. Переезд состоялся наспех, о чем свидетельствовали хаотично заставленные мебелью комнаты, где только в одной можно было хоть как-то размещаться. В нормальном состоянии была только кухня, где мы и беседовали с Елизаветой Андреевной. В ванной комнате стояла неработающая стиральная машина: она была не подключена к месту слива.

- Как же вы стираете, Елизавета Андреевна? – осторожно задала я вопрос.  – И сколько уже прошло времени, как вы сюда переехали?

- Да уж второй год пошел. Сын сказал, что приедет помочь расставить мебель, да он все время занят. А стираю я в тазике, вода же горячая есть, - с печальной улыбкой ответила пожилая женщина. И добавила:

- У сына теперь новая жена, некогда ему меня навещать. Да я и не в обиде. Много ли мне надо в моем возрасте (Елизавете Андреевне в то время было около 90 лет – прим. авт.)? Из собеса работницы приходят, все, что закажу, приносят: хлеб, молоко,  овощи, фрукты… Что-то из бытовой химии. Если понадобится – лекарства. Как видите, справляюсь.

«Да уж, ничего себе ситуация, - подумала я, оглядывая нагромождение вещей в комнатах. – Как можно жить в такой обстановке? Видимо, ушлая невестка настояла на переезде, чтобы расширить жилплощадь, а сама заняла выжидательную позицию. Да и единственный сын хорош!..»

- А как часто он вам звонит?

- То каждый день, а то уезжает в командировки надолго, звонить не может, - пояснила Елизавета Андреевна. -  Да я ему сама обычно звоню, когда вдруг что-то потребуется.

И еще раз мне пришлось остановиться у Елизаветы Андреевны: ее бывшая коллега попросила меня передать ей гостинец. А через два года после нашей последней встречи бабули не стало. Обстоятельства ее гибели до сих пор не выходят у меня из головы. Как мне стало известно со слов ее приятельницы, Елизавету Андреевну нашли мертвой на полу в коридоре, возле двери. Видимо, она хотела позвать кого-нибудь на помощь, когда ей сделалось плохо.  Да не успела. Но самое ужасное в этой истории то, что умершая пролежала так несколько дней, а незадолго до смерти ее обокрали.

- Все ее сбережения «на смерть» - несколько десятков тысяч рублей – у нее забрала новая работница собеса, которой Елизавета Андреевна ввиду своей болезни показала свой тайник, - рассказала ее уфимская коллега. – Потом несколько дней не показывала у нее глаз, и как-то случайно проговорилась: «Скоро на моем участке еще одна старуха окочурится. Ох, кому-то квартира достанется…».  Собеседницы этой бесстыжей девицы и, как оказалось воровки, забеспокоились, стали прикидывать, с кем может случиться беда. Подозрения пали на одиноко приживавшую Елизавету Андреевну. В собесе выяснили, что уже несколько дней соседи не слышат в квартире никаких звуков. После продолжительных звонков в дверь пришлось ее выбить, и тут глазам очевидцев предстала эта жуткая картина…

- А что же сын? Как похоронили бабушку? И удалось ли наказать виновницу ее смерти? Ведь она, по сути, не оказала ей помощь в нужный момент…

На эти мои вопросы последовал лаконичный ответ:

- Про бессовестную работницу собеса ничего не могу сказать, не знаю. А Елизавету Андреевну похоронили, как полагается. Нашелся список с телефонами сына, ее бывших сослуживцев и дальних родственников.  Душа Елизаветы Андреевны упокоилась рядом с ее супругом и младшим сыном.

Что тут скажешь? Не судите да не судимы будете…  Но, получается, и при живых детях старенькие родители не могут рассчитывать на пресловутый стакан воды и внимание в последние мгновения жизни. Обстоятельства складываются по-разному, и трудно что-то предугадать. Может быть, поэтому практичные немцы устраивают своих престарелых родственников в специальные приюты, где им обеспечен надлежащий уход?  Денег на это не жалеют, ведь личное время, оказывается, дороже. И, наверное, нет ничего горше и обиднее, чем одиночество стариков, отдавших все силы детям.

Автор:Колоколова Любовь
Читайте нас: