«Башкортостан – один из самых инновационно развивающихся регионов!» Что это? Бравурный лозунг? Скептики могут с ухмылкой заявить, что, мол, пиар, попытка выдать желаемое за действительное. А вот сотрудники Центра кластерного развития РБ уверены в том, что это не просто лозунг и уж тем более не намерение пустить людям пыль в глаза, а, в общем-то, реальное положение дел. И они в состоянии доказать это, ответить, как говорится, за свои слова.
Чтобы не судить предвзято, давайте опираться на факты. А они на сегодня таковы. Действительно, долгое время наш регион не мог похвастать передовыми позициями в сфере инноваций. Сознавая это, руководство республики приняло ряд шагов по исправлению ситуации. Одним из них и стало создание Центра кластерного развития РБ, в единой упряжке с которым работают Территориальный центр по инновациям РБ и Центр энергоэффективности РБ. А курирует работу этих подразделений вице-премьер и министр промышленного и инновационного развития Башкортостана Марат Мулюков.
Понятно, что за те несколько месяцев, которые существует Центр кластерного развития РБ, сложно было кардинально изменить ситуацию в республике. И тем не менее она изменилась. В регионе созданы и успешно функционируют кластеры легкой и сверхлегкой авиации, химии и биотехнологий, фармацевтической и медицинской промышленности, IT-технологий, энергомашиностроительный, нефтесервисный и научно-производственный кластер наноматериалов.
- Мы выбрали те отрасли, в которых действительно были перспективы кластерного развития, и приступили к реализации этих проектов, - рассказывает заместитель руководителя Центра кластерного развития РБ Артур Богданов. – Важно понять, что кластер нельзя создать искусственно. Здесь необходима не только государственная поддержка, но и сильная инициатива снизу. Предположим, существует группа предприятий, работающих в одной сфере. У них есть производственная или научная проблема, которую они не могут решить, и это тормозит их развитие. Тут на помощь и приходим мы. Наша задача – определить «болевые точки» отрасли и пустить финансирование из республиканских и федеральных источников на решение этих проблем, либо подсказать участникам кластера, где они могут взять средства на реализацию своих проектов.
На деле поддержка Центра кластерного развития РБ выражается чаще всего в создании центров коллективного пользования, где участники кластеров могут воспользоваться современным оборудованием, испытать на практике свои научные разработки.
Яркий пример – кластер химии и биотехнологий, в рамках которого решаются стратегические для страны задачи. Например, производство гербицидов. На сегодня в России нет ни одного предприятия, выпускающего действующие вещества для этих препаратов. А в принципе выпускать их можно. В том числе у некоторых организаций из нашей республики были соответствующие технологии, но не было денег на их отработку. Центр кластерного развития РБ профинансировал обустройство необходимой лаборатории. И вот результат – технология отработана и скоро будет запущена в промышленном масштабе. Разве это не достижение, разве не толчок к инновационному развитию?
Подобные лаборатории были созданы в республике для разработчиков пробиотиков, антипаразитарных препаратов. Сейчас вокруг таких центров объединены предприятия УНЦ РАН, БГАУ, БГУ, промышленные компании, предприниматели.
Не менее масштабная работа развернулась в рамках кластера медицинской и фармацевтической промышленности. На базе Башкирского государственного медицинского университета, Института биологии УНЦ РАН и Института нефтехимии и катализа УНЦ РАН создан центр доклинических исследований, который в перспективе планируют объединить под одной крышей.
Практически с первых дней своего открытия этот центр получил межрегиональное значение. Любые новые медицинские препараты, прежде чем они будут испытаны на людях, должны пройти доклинические испытания на животных. В нашей стране основная часть таких центров сконцентрирована в западной части России, в основном вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Следующий центр – только на Алтае. Понятно, что и Башкортостан, и расположенные рядом регионы испытывали сложности с проведением доклинических исследований. Теперь эта проблема решена. Вот вам еще один шаг на пути к инновациям и технологическому прогрессу.
Еще один пример – кластер легкой и сверхлегкой авиации. Центром кластерного развития РБ был создан специальный учебный центр для летчиков, завезен тренажер из США, проведен мониторинг взлетно-посадочных полос республики. Иначе говоря, в рамках кластера было сделано то, что ни один из его участников в отдельности бы никогда не сделал.
В этом-то и состоит основная идея кластера. Дать возможность его участникам реализовать те или иные мероприятия, чтобы двигаться вперед. И если эти процессы не поддерживаются сверху, то предприятия самоорганизуются. Так, например, обстоит дело в Европе, где разные фирмы находят друг друга в силу своих коммерческих интересов, создают общие лаборатории, инновационные центры, которые каждой из них отдельно не по зубам. В нашей стране малому и среднему бизнесу самостоятельно такую задачу просто не потянуть. Поэтому и было принято решение о кластерном развитии на государственном уровне.
- Дожидаться создания кластеров естественным путем, без привлечения республиканских и федеральных средств мы просто не можем, - поясняет Артур Богданов. – Ведь сам по себе этот процесс не быстрый. Необходимо «промониторить» отрасль, выявить проблемные места, построить нужный центр коллективного пользования, закупить и смонтировать оборудование. Даже при государственной поддержке все это занимает около года. А если бы мы еще искали инвестора, процесс и вовсе затянулся бы на неопределенный срок. За это время республика в технологическом плане безнадежно отстала бы от других регионов, других государств.
Поскольку участники кластеров – коммерческие организации и зарабатывают деньги, пользование созданными для них коллективными лабораториями и другими объектами не бесплатно. Но кластер минимизирует эти расходы. Оплатить придется расходный материал, грубо говоря, пробирки для проведения исследований, электричество и, возможно, работу персонала, который обслуживает эти центры. Это, разумеется, никак не сопоставимо с расходами на оборудование и содержание собственной подобной лаборатории.
Конечно, какие-то кластеры развиваются быстрее, какие-то пока отстают. В Башкортостане на сегодня передовиком в этом отношении объективно является кластер химии и биотехнологий. У него есть даже реальная возможность стать не республиканским, а межрегиональным или федеральным.
- Мы выдвинули его в качестве претендента на статус инновационного федерального кластера, - говорит Артур Богданов. – Соответствующий конкурс проводится сейчас в рамках программы развития территорий. Отбираются так называемые «национальные чемпионы» - 10-12 кластеров, которые получат федеральный статус и финансирование около 500 миллионов рублей в год. И мы считаем, что у нашего «химбиотеха» есть реальные шансы на прохождение. Во-первых, он уже получил высокую оценку независимых экспертов, во-вторых, задачи, которые он решает, актуальны для всей страны, их пытаются решить предприятия в разных регионах – и это основная предпосылка для объединения в федеральном масштабе.
Опыт Центра кластерного развития РБ уже получил позитивную оценку на федеральном уровне. Он признан как один из наиболее успешных в России и рекомендован для транслирования в других регионах. Представители центра участвуют в круглых столах и конференциях «Деловой России», Ассоциации инновационных регионов России, делясь опытом с коллегами. Разве такое признание не свидетельствует об определенных достижениях?
А что же дальше? Что после того, как все кластеры, созданные в Башкортостане, получат свои лаборатории и оборудование, необходимые для внедрения в производство инновационных технологий? Чем займется центр?
- В дальнейшем наша поддержка будет заключаться в инфраструктурном перевооружении, командопостроении, развитии научного потенциала, в патентной защите в тех отраслях, где созданы кластеры, - говорит Артур Богданов. - Ведь для большинства предприятий все эти вопросы тоже крайне обременительны, либо просто неспецифичны. Вот мы и выступим тем рычагом извне, который поможет их решить. Главное - работа по созданию кластеров и внедрению инноваций в промышленность в республике начата. Сегодня другого пути индустриального развития у нас просто нет. Развитие через кластеры – это приоритет государства. И оно будет идти от малых форм к большим – от региональных кластеров к межрегиональным, а от них в свою очередь к федеральным.