Группа журналистов из Катара, Марокко, Турции, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и России (из Башкортостана и Татарстана) совершила ознакомительную поездку в королевство Таиланд. Министерство иностранных дел этой страны пригласило прессу, чтобы показать жизнь мусульман, а также познакомить с некоторыми природными и архитектурными красотами.
Башкортостан в этой поездке представлял автор этой статьи. Путешествие получилось насыщенным и комфортным. Журналисты побывали в столице страны, Бангкоке, в древней столице Аюттхайе, заехали на курорт Краби.
Умение грамотно себя представить всегда дает плюсы. Иногда – даже очень много плюсов. Если бы не было прибыли от вложений в рекламу – мы бы ее просто не видели. Если бы дорогостоящая поездка группы журналистов не приносила дивидендов – нас бы просто не пригласили. Вложения были серьезные. Комфортабельные перелеты, переезды, гостиницы, питание в ресторанах, экскурсии – все это стоит немалых денег. Но, раз журналистов привозят каждый год – значит это выгодно. Таиланд очень зависит от туризма и нуждается в инвестициях. Именно поэтому этой стране нужно, чтобы люди по всему миру лучше узнавали о том, как она прекрасна и дружелюбна.
Ислам в королевстве Таиланд по различным оценкам исповедают от 4,6 до 14 процентов жителей. Не так уж и мало, как видите. В некоторых других областях планеты это вполне могло привести к определенного рода проблемам, вроде «ты молишься неправильному Богу, значит, и сам неправильный, так что я у тебя все отберу и себе оставлю».
Но в Таиланде этим и не пахнет. И вряд ли может запахнуть в будущем. На одном из официальных мероприятий нас знакомили с Исламским банком Таиланда. Так вот, 70 процентов клиентов этого банка – не мусульмане. То есть выделение средств на выгодных условиях осуществляется без учета религиозной принадлежности клиента. Естественно, при этом должны соблюдаться некоторые исламские правила – социальные и этические условия отбора экономических действий клиента. К примеру, невозможны инвестиции в производство и потребление алкоголя. При этом все, что не запрещено исламом – разрешено. И пользоваться услугами банка очень выгодно.
Если все правила соблюдены – клиент вне зависимости от вероисповедания получает не просто ряд доступных услуг, но человеческое отношение со стороны банка. К примеру, при исламском микрофинансировании, чем беднее человек, тем более выгодные условия он получает. Если он не слишком беден, например, начинает свой малый бизнес – банк поможет ему с финансированием торговых операций. Если клиент в очень тяжелом положении, то ему окажут услуги, которые больше похожи на благотворительную помощь! Подобное отношения шокировало. Вы себе такое у нас можете представить? Я – нет.
Особо отмечу, что работая в неисламской стране, Исламский банк Таиланда получает значительную помощь от правительства. Это помогает банку реализовывать все новые и новые программы. Банк активно и успешно работает в самых разных секторах - от мелкого частного бизнеса, до крупного корпоративного.
В Таиланде жарко почти везде, но только не в религиозных делах. И постоянное эффективное кондиционирование данного направления не потому возникло, что мудрое чиновничество об этом печется. Добродушие тут в порядке вещей уже давно – люди предпочитают не строить козни тем, кто думает иначе, предпочитают не навязывать другим то, во что сами верят. Им лучше дружить. И ведь правы тайцы-то! Так и надо.
Мы в Башкортостане часто хвалимся тем, что у нас в мире и согласии проживает много национальностей, представляющих разные религии. Но нам, поверьте, далеко до Таиланда. В этом королевстве мы видели, что буддистский монах-настоятель пришел на строительство мечети, мило общался с мусульманами, сел с ними в строящемся здании мечети за стол. Не кушал, правда, но только потому, что ему предписано религией есть только утром и вечером. Обедов нет.
В бывшей прекрасной столице Таиланда Аюттхае нас привели в дом Дамронга Пудсана¸ бывшего сенатора-мусульманина, успешного бизнесмена, известного в стране человека. На дружеский обед были по традиции приглашены уважаемые старцы, исповедующие ислам. Во время разговоров о красоте местной архитектуры и взаимных расспросов, мы перешли к теме страшного наводнения, которое не так давно принесло большой ущерб региону, стране. Весь мир его заметил и запомнил это наводнение не только из-за новостей, но и в связи с повышением цен на важные компьютерные комплектующие – жесткие диски.
Хозяин рассказал, что местные мусульмане и буддисты вместе боролись со стихией, помогали друг другу, как могли, всем, чем могли. Вода поднялось очень высоко – нам показывали потеки на высоко расположенных зданиях вдоль реки. Это дома строили с тем расчетом, чтобы вода до них вообще не доходила. А она дошла и затопила первые этажи. Даже подготовленные жилища пострадали.
Местная главная мечеть приютила всех, у кого утонули дома, вне зависимости от вероисповедания. Не прошло и года, а последствий наводнения не видно. Столь быстрое восстановление шокирует. Если бы нам специально не показали полосу, оставленную водой, которую специально оставили на память – мы бы ничего не увидели. У нас даже там, где нет наводнений, разруха куда более серьезная. Особенно это касается дорог, которые в Таиланде гораздо-гораздо лучше – ухабы там крайне редки, а колейности я вообще ни разу не заметил.
Я спросил у местных мусульман об их главных проблемах. Они сказали, что проблема всего одна, но большая – детям сложно получить достойное образование и выйти в люди. Речь, конечно, о светском образовании. С религиозным тут проблем нет. Я сам видел, как местных детишек учили певучему чтению Корана.
Мечетей в Таиланде немало – их, как нам сообщили, более 3000, и постоянно возводятся новые. Откуда берутся деньги? Из разных источников. Часто значительными суммами помогают состоятельные люди из других исламских стран. К примеру, первую крупную сумму денег на строившуюся мечеть, которую мы посетили, перечислил бизнесмен с Ближнего Востока.
В некоторых района Таиланда мусульман достаточно много. К примеру, в курортном Краби, который мы также посетили, их число близко к половине – 47 процентов. На юге королевства чувствуется сильное влияние южной соседки – Малайзии. Значительную часть населения составляют малайцы, исповедующие, как правило, ислам. Тут даже действуют суды шариата.
Краби – не самый известный и популярный курорт Таиланда. Это район немного в тени сумасшедшей Паттайи и веселого острова Пхукет, но, по отзывам бывавших здесь туристов, более комфортен и удобен. Краби позиционируется как спокойное место для расслабления, он популярен у приезжающих сюда скандинавов. Туристы-мусульмане также могут чувствовать тут себя вполне комфортно. С халяльной пищей никаких проблем нет. Помогут тут также и тем, кто привык пять раз в день совершать намаз.
В Бангкоке нам показали уникальную фабрику по выращиванию птицы. Вся продукция, все куры и утки, полностью соответствуют исламским требованиям и являются халяльной пищей. Это подтверждено специальным сертификатом. Мусульмане могут употреблять ее спокойно.
Продукция употребляется в самом Таиланде и экспортируется в разные страны. Кое-что можно даже в России купить. Кроме того, что птица забита по всем правилам, которые предписывает ислам, она еще и экологически чиста. Вкус здоровый, химии не чувствуется. На производстве полная чистота и порядок. Могут ли наши производители похвастать таким же качеством халяльного производства? Я сильно в этом сомневаюсь.
Конечно же, в Таиланде халяльную птицу употребляют в пищу не только мусульмане. Для тайцев кушать халяльное - не проблема.
Сложно спорить с тем, что дружба между людьми разных религий – залог крепкого государства. И нам нужно учиться у тайцев умению принимать людей других религий с открытым сердцем. Планета у нас одна на всех, мы должны ее беречь, а не разбираться, чья вера правильней, сильней, чище, светлей.
Нам, журналистам, не показывали простых семей, не возили по лачугам, где живут рядовые мусульмане или буддисты. Но по тому, как общались между собой тайцы, исповедующие разную веру, было видно, что показанная дружба между представителями разных религий – это обычная повседневная жизнь.