Прошёл год со дня моей первой публикации в «ОЭГ». В честь этого события решил подготовить эту внеочередную статью. Вообще-то я принял решение уменьшить количество своих комментов в «ОЭГ». Причины банальны. Во-первых, слишком много времени уходит на вдумчивое чтение каждой статьи и набор текста комментария, а это означает, что ноутбук требует частой зарядки. Если перевести всё это на количество бензина и масла для работы электрогенератора, а затем пересчитать на деревянные, с учётом затрат на оплату работы модема, то получится, что за истёкший квартал я истратил свою месячную пенсию. То есть затраты получаются большими, а вот насчёт пользы для читателей я стал сильно сомневаться. А это вторая причина. Мой тон стал менторским, и я стал соваться со своими комментами чуть ли не в каждую статью. А это звоночек. Люди меняются, если им потакают (как дети). Стариков это особо касается, ведь не зря считается, что старики, как малые дети. Кстати, эта болезнь присуща не только старикам. Как-то один из авторов “накатил” на одного из комментаторов, а тот - в свою очередь, что я понял, “звенит звоночек” зазнайства. Ответить грубостью на грубость, когда у тебя определённая власть, легче всего. Но это путь в брежневщину. Да, да, не в сталинщину (когда за малейшие провинности наказывали строго, и, я надеюсь, что наше общество не вернётся к этому), а в брежневщину, когда власть имущие покрывались жирком и елеем. Молодой человек умён и, надеюсь, понял меня. Осознаю, что может обидеться, но, вероятнее всего, сделает выводы. В этом и отличие умного человека от человека недалёкого – делать выводы из ошибок. Людей порой приходится “сажать на место”, на то она и власть, но делать это желательно не публично (хотя бывают разные ситуации). Нервы ведь у людей восстанавливаются крайне медленно.
Третья причина в том, что злободневные статьи в «ОЭГ» иногда уходят в пустоту. Нет обратной связи, нет реакции от тех, кто отвечает за исправление отмеченных той или иной статьёй недостатков.
Мы живём в стране отписок. Вот и предприниматели стали перенимать опыт бюрократии. На критические высказывания против тех или иных недостатков и уловок один из предпринимателей начинает писать о том, что предпринимательство в загоне, что государство выдавливает из них последние гроши (на какие же тогда деньги строятся особняки, покупаются новинки автоимпорта…?).
На одном из местных сайтов прочёл, что женщина с тремя несовершеннолетними детьми была выселена из собственной квартиры за долги по ипотеке. При этом она исправно платила до той поры, пока не была сокращена на прежней работе. В итоге оказалось, что она выплатила, с учётом стоимости квартиры (реализованной по заведомо заниженной цене), если не ошибаюсь, тройную сумму взятой ипотеки, но так и осталась должником банка. Позицию банка можно понять простому человеку, ведь там много людей, готовых удавить любого, лишь бы хватануть побольше. Но что за личность судья, принявший подобное решение? Если мы строим капитализм, то что же, все его пороки мы должны перенимать? Если не верим в Бога, то можем грешить? Законов много, но есть приоритет законов, есть главенство конституции. А где в конституции указано, что долг перед банком (практически уже выплаченный) важнее человеческих судеб, тем более, детских?!
Наверное, каждый в детстве строил запруды, останавливая бег маленьких ручейков от тающего снега. Действительно, бег воды можно остановить, выстроив ногами или лопатой запруду из снега и грязи, утрамбовав её хорошенько. Но рано или поздно вода найдёт дорогу. Это я даю повод судейскому сообществу задуматься над поведением их коллеги. Ведь гнев обычно не бывает без причины, но он порой слеп и неудержим в ярости. Кому, как не судьям, знать об этом.
Я уже написал, что у нас страна отписок. Но ещё страшнее то, что наше государство – вотчина приспособленцев. Если в СССР худо-бедно, но существовала отработанная система подбора и подготовки кадров на руководящие роли, то сейчас многое из ранее достигнутого разрушено. В настоящее время подбор кадров в солидных организациях строится по рекомендациям из умных книг и журналов (в остальных – абы как). Но всё это анкетирование, собеседования не стоят и части прежней системы, когда кадры подбирались и культивировались с детского возраста. Конечно, в старой системе также были недостатки. Не было нынешних книг, но судьба человека прослеживалась с пионерии и до представления на руководящую должность. Можно было предполагать, чего от него ждать, на какие поступки способен. А теперь? Вот и народное правительство отбирают по баллам. Всё это логично, но не учитывает тот фактор, что кто-то честен, а кто-то использует особые ресурсы.
Во всём мире широко используется подача рекомендаций от предыдущих работодателей. Рекомендации, кстати, давали и при вступлении в комсомол, КПСС. То есть тот, кто уже положительно зарекомендовал себя, гарантировал своей честью, что претендент - человек достойный. Куда всё это делось? Нельзя походя отбрасывать назад хорошие наработки прошлого.
В лесном хозяйстве (как и в сельском) есть понятие элитных семян. Это семена, собранные с наиболее лучших, высококачественных деревьев. Из этих семян лесоводы выращивают деревья, объединённые в постоянные лесосеменные участки. Там высококачественные в наследственном отношении деревья окружены себе подобными и, опыляясь между собой, дают хорошие семена для создания высокобонитетных лесов (переведу, как продуктивных, высококачественных). Вот таким образом и нам следует растить новое поколение руководителей. Ведь молодёжь более идеализирована и в меньшей степени подвержена коррумпированности.
Но надо помнить, что в начале прошлого века люди были менее информированы, чем сейчас. Многие из них были безграмотны вообще. В своём поведении они были более естественны. Сейчас ситуация другая. Люди смотрят фильмы, реалити-шоу, читают литературу, в том числе по психологии и кадровому отбору, находят кадровые тесты. Поэтому стало труднее разобраться в людях, так как они стали изворотливее, артистичнее, так сказать. Я, как кадровик, не всегда мог понять, насколько правдив тот или иной человек при собеседовании, каковы его истинные мотивы. А ведь я жизнь прожил. Чего же можно ожидать от молодого кадровика? Вот поэтому, мне кажется, важно создание постоянных кадровых резервов по принципу отбора лидеров уже с детства, воспитания в них лучших качеств в моральном отношении.
Ну вот, читатель видит, что я вновь говорю в назидательном тоне. Поэтому заканчиваю эту статью в надежде, что мы всё-таки сумеем создать общество, где люди будут адекватны по отношению друг к другу, к моральным ценностям, которые пришли к нам из глубины веков.