Вчера было в ЖЭУ собрание жильцов, на котором управляющая компания отчитывалась о проделанной за год работе. Приглашали жителей двух домов – нашего и соседнего. И что вы думаете? Из нашего 72-квартирного дома пришли семь человек. И еще человек 10 из соседнего, в котором тоже 72 квартиры. В основном пенсионеры. Объявление висело достаточно долго – дней пять. Написано было крупными буквами, но это не сыграло никакой роли – мимо него многие проходили, как мимо пустого места.
Что же в результате? Присутствующие 17 человек выслушали главного инженера ЖЭУ, который озвучил суммы, затраченные в течение 2011 года на общедомовые нужды, на уборку, на вывоз крупногабаритного мусора, на приобретение инструментов и т.д., и т.п. Поскольку никто из присутствующих в этих цифрах особо не разбирался, то и вопросов ни у кого не возникло.
Зато дальше многие стали выступать со своими личными проблемами, причем создалось такое впечатление, что главной была именно возможность выступить, озвучить свой вопрос, а отнюдь не желание услышать и понять ответ. Перебивая друг друга, две пенсионерки рассказывали, как у них стало холодно после ремонта, и, не слушая главного инженера, который пытался что-то объяснить им, спорили между собой, что нужно сделать, чтобы снова стало тепло. Ответ представителя ЖЭУ им так и не понадобился.
Сидевшая в первом ряду женщина по каждому поводу высказывала свое мнение, не особо задумываясь – интересно оно присутствующим или нет.
Особенно запомнился пожилой мужчина, который рассказывал, как он общается с немой уборщицей в подъезде. Он, оказывается, в свое время научился немного разговаривать «по-немтому», как он выразился, и это умение помогает ему находить общий язык с уборщицей. Пока он не рассказал всю свою историю, которая была не короткой, он не давал никому слова вставить, замахиваясь на окружающих палкой.
В общем, присутствуя на этом подобии собрания, можно было понять, насколько нашим пенсионерам не хватает общения и возможности выговориться и, самое главное, быть выслушанным.
Но при всем уважении к пожилым людям, хочу заметить, что собрания проводятся не для этого. А для того, чтобы выявить общие проблемы и наметить, совместно с представителями управляющей компании, пути их решения.
Кстати, представитель управляющей компании – в данном случае, главный инженер ЖЭУ, пытался донести до собравшихся одну и, в общем-то, трезвую мысль – чтобы претензии жильцов по общедомовым проблемам были кем-то замечены и решены, надо не ругаться в подъезде, потрясая палкой, а писать коллективные обращения в соответствующие инстанции. Ибо вся исполнительная власть работает у нас по письменным обращениям. Или, говоря по-простому, без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек. Главный инженер неоднократно повторял: «Коллективное письмо – это сила!» По его интонации чувствовалось, что лично он уважает коллективные обращения и знает, что на них невозможно не среагировать.
Но, чтобы написать коллективное обращение, надо иметь, как минимум, человека, который может это обращение грамотно составить. И инициативную группу, которая занималась бы сначала сбором подписей, а потом развозом или рассылкой обращений по инстанциям. Это, на самом деле, большая и довольно муторная работа.
Поэтому, после этого собрания опять и опять напрашивается вывод – спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Только собственная инициатива и лично предпринятые шаги помогут решить какие-то глобальные проблемы в вашем доме. Шуметь в подъезде и гневно делиться мнением с соседями - это путь в никуда. Текущие мелкие вопросы можно решить с управляющей компанией. Но, например, борьба с близлежащим супермаркетом, в который приезжают машины с товарами и занимают всю территорию вашего двора, - это только через коллективные письменные обращения в администрацию города и района, в надзорные ведомства. Только так мы с вами сможем улучшить свой быт.