Известно, что пересадка органов – вопрос сложный. Как с этической, так и технологической точки зрения. Должны быть решены все правовые и финансовые вопросы, получено согласие родственников донора, а сама пересадка должна проводиться высококвалифицированными специалистами. К сожалению, в Башкортостане трансплантология, если и развивается, то очень медленно. И в этом плане мы даже отстаем от других регионов. Почему? Именно эту тему предложил обсудить на встрече главы республики с блогерами уфимец Рустем Мингажев:
- В настоящий момент развитие трансплантологии в Башкирии остановилось из-за того, что до сих пор не могут принять программу по донорству. В соседних регионах эта программа давно принята и, благодаря этому, трансплантология в этих областях развивается гораздо энергичнее, чем в нашей республике, - констатировал блогер. - Хотелось бы спросить, ожидается ли в ближайшее время принятие каких-либо решений в этой сфере?
- Во-первых, такие решения уже приняты. И по результатам 2011 года у нас кратное увеличение донорства в части пересадки почек, - ответил ему Рустэм Хамитов. - Где технологически наша республиканская медицина готова, там уже новые результаты. И об этом я докладывал и Медведеву Дмитрию Анатольевичу, когда он приезжал в ноябре. Мы посещали Республиканскую клиническую больницу, там общались с людьми, которые благодаря нашему новому решению, позволяющему облегчить этот бюрократически сложный процесс оформления, уже сегодня живут и будут жить. Будут жить, дай Бог, долго.
Есть и другие органы, которые тоже требуются и нуждаются в пересадке. Это и печень, и сердце, где-то просто наши специалисты еще не готовы, где-то, может быть, мы в целом в Российской Федерации не преодолели барьер, который нас затормаживает. Особенно, это касается детской медицины, как это не прискорбно. Ребятишки, которые нуждаются в пересадке органов, они точно не могут в нашей стране получить другие детские органы для пересадки. Тяжелая и нравственная проблема, и философская проблема, и медицинская проблема тяжелая. Как здесь найти выход, и каким он должен быть я просто не могу сейчас сказать, но в целом мы, наверное, должны упростить бюрократию в этой части. Одновременно понимая, что рядом с благородным делом идут рука об руку и хищнические, ожесточающие рыночные отношения к пересадкам, в том числе и донорство. Интернет наводнен ужасными рассказами о том, что донорские органы добываются разными способами.
Поэтому, давайте так. Начало положено, работа уже идет и количество пересаженных почек в республике в прошлом, 2011 году в разы превышает то, что было в 2010 году, тем более в 2009-м и 2008-м. Такая работа ведется. Я думаю, что свое продолжение она, конечно, будет иметь.
Дополнительный комментарий на эту тему корреспондент «ОЭГ» получил у министра здравоохранения РБ Георгия Шебаева. Во время онлайн-конференции мы спросили министра, сколько жителей РБ на сегодня стоит в очереди на замену того или иного органа, есть ли проблемы в сфере трансплантологии, и каковы перспективы. К сожалению, в связи с большим количеством вопросов, в эфире этот вопрос не прозвучал. Поэтому комментарий пришел в редакцию позже, в письменном виде.
- На 29.02.2012 в «листе ожидания» по профилю «трансплантология» состоит 51 пациент, - сообщили в Минздраве РБ. - Операции трансплантации почки для жителей Республики Башкортостан проводятся полностью за счет бюджетных средств. После выписки из стационара необходимые лекарства пациенты получают также бесплатно за счет федерального бюджета (по программе «7 нозологий» - иммуносупрессивные препараты) и бюджета республики. Стоит отметить, что прогрессивно растет число пациентов, нуждающихся в лечении диализом, в связи с чем ежегодно возрастают затраты государства на обеспечение граждан заместительной почечной терапией (гемодиализ, перитонеальный диализ).
Могут ли наши пациенты рассчитывать на оперативную пересадку органов, или это все из области фантастики? Узнаем об этом у главного трансплантолога Башкортостана Ильдара Курбангулова.
- Ильдар Раисович, так от чего зависит будущее трансплантологии в республике?
- Для перспективного развития трансплантологии, конечно же, необходима республиканская целевая программа донорства, - считает специалист. – Ведь на сегодня работа ведется на чистом энтузиазме. Организуются круглосуточные дежурства, врачи все время находятся «на связи», но это не тот формат работы, который можно назвать «полноценным». На энтузиазме долго не продержишься.
Приведу лишь несколько цифр. На сегодня процедуру диализа получают 600 человек. Из них 200 хотели бы получить пересадку почки. 150 из них уже окончательно обследованы и готовы к пересадке. То есть потребности огромные! При этом все взаимосвязано – человек, получивший пересадку почки, освобождает столь нужное другому пациенту «диализное» место.
Таким образом, целевая программа нужна обязательно - чтобы снять напряженность с гемодиализом и увеличить количество пересадок.
- Какие мероприятия содержатся в целевой программе?
- Самое главное – в ней предусмотрено создание отделения донорства органов при РКБ имени Куватова. Новое отделение обеспечит полноценную круглосуточную работу по трансплантации, кардинально решив проблему.
- Тем не менее, программа пока не работает. Почему?
- Она должна была быть принята на 2012 год, но не была принята. На сегодня проект программы донорства находится в Правительстве республики, на рассмотрении Минфина РБ. Надо сказать, что с правовой точки зрения у нас все в порядке. На сегодня в республике приняты все необходимые нормативные документы, связанные с этой темой. Все прозрачно, законно. Вопрос, скорее, финансовый. Чтобы создать отделение, оснастить его оборудованием, выделить штатные единицы, требуется дополнительное финансирование, и немалое.
- Ильдар Раисович, на сегодня в Башкортостане успешно делаются операции по пересадке почек. А как обстоят дела с другими органами?
- Мы планируем заняться пересадкой печени в Республиканской клинической больнице имени Куватова. Чтобы официально заняться пересадкой печени, РКБ должна попасть в перечень медучреждений, которым разрешен этот вид трансплантации. На сегодня заявка уже подана - пакет документов находится в Минздравсоцразвития РФ. Мы, в свою очередь, ведем подготовительную работу. Наши специалисты учатся в федеральном центре по пересадке печени, часть из них уже закончили обучение. Формальные вопросы решены, осталось дождаться дополнения к приказу Минздрава России о внесении нас в список. Возможно, первая операция будет проведена уже в этом году.
Пересадка печени – самый сложный технологичный на сегодня вид пересадки. Не каждый донор может быть донором печени (критерии отбора очень жесткие). При этом очень важно поддерживать стабильный уровень посмертного донорства.
В целом, как считает Ильдар Курбангулов, без принятия программы донорства сложно говорить о каком-либо серьезном росте количества пересадок.
- В прошлом году в республике сделано 25 пересадок почки, - рассказывает главный трансплантолог. - В этом году мы планируем уже не менее 35-40. В то же время, трудно говорить о каком-либо значимом росте без финансирования на уровне республиканской целевой программы. И мы ее очень ждем.