Последнее время в республике много говорится о создании технопарков. Мелким инновационным предприятиям трудно, практически невозможно работать на пустом месте – без инженерных коммуникаций, точных приборов, станков для серийного производства и, что важно, налоговых преференций. Как собрать все эти важные вещи в единую структуру – площадку для массового выпуска, включающую, кроме всего прочего, и научную составляющую?
На первый взгляд, все очень просто. Для этого нужна лишь добрая воля государства и энная сумма денег инвесторов. Но почему же тогда в Башкортостане до сих пор лишь два-три действующих технопарка? А остальные существуют пока только на бумаге, в виде амбициозных проектов? Именно этим вопросом озадачился сотрудник института нефтехимпереработки РБ Ильгиз Калимуллин и озвучил свое беспокойство на встрече Президента РБ Рустэма Хамитова с блогерами.
- Я работаю в институте нефтехимпереработки Республики Башкортостан, он находится в Уфе, почти в промзоне, - сообщил Ильгиз. - Но выступаю я от себя лично, мое руководство мне никаких указаний не давало. У меня непредвзятая точка зрения на вопрос технопарков. Я читал и в СМИ, и в вашем блоге о том, что по инициативе руководства республики создаются технопарки. Мне известно о трех из них: первый – на базе нашего института, второй – совместно с компанией Alstom в Зубово, третий – в Агидели. Но он, я так понимаю, в далекой перспективе. Вопрос простой – в чем заключается поддержка государства, конкретно технопарку на базе нашего института?
- Во-первых, мы должны определиться с понятием, что такое технопарк, - предложил глава республики. - В моем представлении территория, на которой функционируют высокотехнологичные современные производства, выпускающие инновационную продукцию. Этим все и сказано. Модель или алгоритм создания технопарков элементарно просты. Государство должно сформировать все необходимые льготные условия, как с точки зрения размещения и создания этих производств, так и с точки зрения налоговых преференций. В этой части нужно действовать в соответствии с законами, которые описывают эту ситуацию. Нельзя провозгласить, что я с сегодняшнего дня являюсь технопарком или, что наш институт с сегодняшнего дня является технопарком. Надо пройти определенные процедуры, сформировать, формализовать этот процесс. Это бюрократия, согласен, но, в противном случае, вы не получите тех льгот, которые вам положены, и вся эта история останется на бумаге и реализовать ее будет невозможно!
Технопарк – особая территория, особая зона, в которой должны работать и трудиться самые новаторские коллективы и использоваться самые современные технологии. Понятно, что разовой отдачи ждать от них тяжело. Перевести изобретение в разряд коммерческой разработки крайне сложно. Из ста изобретений доходит до разряда коммерческого применения 10, в редких случаях 15 вариантов. Поэтому технопарк – это не самодеятельность и не «любительщина», а крупное, ответственное действие, которое надо проводить в соответствии с регламентами и законами, которые на сегодняшний день есть.
- Я нисколько не сомневаюсь, что директор вашего института знает обо всем этом и соответствующие действия предпринимает, - сказал Президент РБ.
В то же время, Рустэм Хамитов признал, что в этой сфере есть определенные проблемы:
- Мы технопарк будем создавать на базе Салавата («Газпром нефтехим Салават»), потому что у нас там крупнотоннажная химия. А реально все ручки, корпуса, все пластмассовые изделия, которые нас окружают, мы получаем в виде готовых изделий из-за пределов республики. Взять нашу минеральную воду «Красный ключ», крышку делает Пермская область, сама бутылочка выпускается в Татарстане, а все материалы наши. Поэтому мы хотели бы, чтобы вокруг «Салаватнефтеоргсинтеза» было огромное количество маленьких предприятий, даже не десятки, а сотни, которые бы уже выпускали готовую продукцию. Это сложные процессы, потому что на самом деле крупному предприятию эти технопарки нужны постольку поскольку. У него и так все хорошо, у него и так миллиарды, но от того, что у меня сегодня 150 миллиардов, ну будет 152, смысл? А за эти два миллиарда дополнительных надо жизнь положить, пройти все эти коридоры власти, создать условия для маленьких предприятий, найти этих людей надо, чтобы они были нормальными честными бизнесменами, и чтобы воровства не было. «Не буду делать», - обычно говорят те, кто занимается крупным бизнесом. Наша задача в том, чтобы их развернуть в этом направлении и создать им преференции, сказать: «Давай так, дорогой. Большой бизнес – это хорошо, это нормально. А на малом бизнесе сначала два миллиарда, потом, глядишь, десять, потом 15, а потом и 50, а это уже хорошие, большие объемы, которые нам нужны».
Рустэм Хамитов констатировал, что на бумаге у нас существует много технопарков. В реальности – гораздо меньше:
- На бумаге, с одной стороны, существует довольно много технопарков, у нас в республике порядка семи-восьми, но реально, близкие к реализации три-четыре проекта, пока не больше. По инновационной тематике мы идем неплохо, у нас хороший контакт и с «РОСНАНО», у нас хороший контакт с Агентством стратегических инициатив, - отметил Президент республики.
Как добавил Рустэм Хамитов, за последнее время инвестиционный климат в РБ существенно улучшился:
- У нас проведена большая работа по реформированию законодательства в части, касающейся развития предпринимательства, привлечения инвестиций, создания благоприятной среды для бизнеса. Мы практически завершили работу по корректировке законодательства РБ, - рассказал глава республики. – С 1 января 2012 года все более-менее значимые законы в этой части уже работают и инвесторы, которые приходят в республику, получают существенные преференции в части налогов республиканского значения.
Недавно мы беседовали с инвестором, который пришел в город Октябрьский. Он возобновил работу завода, который выпускает керамическую плитку. И он говорит: «Рустэм Закиевич, не поверите – я даже никому не поставил бутылки коньяка. Не то, чтобы кому-то взятки давать, а даже бутылку коньяка не поставил – настолько все четко и хорошо было сработано на уровне муниципалитета с точки зрения предоставления права собственности, имущественных налогов, которые находятся в ведении муниципалитета и Республики Башкортостан».
Собственно, для меня это была самая хорошая новость – о том, что инвестор (хороший, сильный инвестор – пришел из Санкт-Петербурга), вложил более двухсот миллионов рублей и сегодня уже смотрит вариант удвоения, а по некоторым параметрам – и учетверения объемов производства на этом предприятии. Вот этот инвестор так высоко оценил нашу работу.
Такие примеры должны множиться. Их должно становиться все больше. И, на мой взгляд, мы в этой части движемся правильно, - подчеркнул Рустэм Хамитов.
Кстати, а как смотрится Башкортостан на фоне других регионов? К примеру, в сфере нанотехнологий? На сегодня у нас в республике производится энергосберегающее флоат-стекло с нанопокрытием, нанокосметика, проникающая в глубинные слои кожи, электрохимические станки, которые могут скопировать любую металлическую деталь… Об этом во время визита в редакцию «ОЭГ» рассказывал и заместитель Премьер-министра Правительства РБ - министр промышленности и инновационной политики Марат Мулюков.
Очевидно, что крупные, реально действующие технопарки могли бы ускорить развитие подобных технологий. Сможет ли республика продолжить начатое и построить реально работающие производственные площадки со всеми необходимыми составляющими? Хотелось бы в это верить.