Что едят заключенные в тюрьмах Башкирии? Хватает ли соли? Могут ли они «попросить» повара или руководство о приготовлении какого-нибудь определенного блюда? Эти и другие вопросы журналисты задавали начальнику управления тылового обеспечения ГУФСИН России по РБ, полковнику внутренней службы Николаю Кулеву на первой в России дегустации обеда заключенных.
- В тюрьмах Башкирии заключенные не голодают! - заявил журналистам начальник управления тылового обеспечения ГУФСИН России по РБ, полковник внутренней службы Николай Кулев. - В обществе сложилось устойчивое мнение, что в местах не столь отдаленных кормят плохо, мы предлагаем убедиться в обратном.
При поступлении заключенного в учреждения закрытого типа, проводится обследование, в ходе которого определяется не только состояние здоровья, но и индекс массы тела. Тем, у кого он меньше 15, назначается дополнительное питание. «Прикорм» положен и тем, кто занят на вредном производстве (в Уфе это литейный цех, аэрозольное производство). А также беременным женщинам и кормящим матерям, инвалидам и работающим осужденным ростом выше 190 см. Белковую пищу, молоко и яйца выдают больным онкологическими заболеваниями, СПИДом, анемией и туберкулезом, а также тем, кто находился с ними в контакте.
Всего в Башкирии 17 тысяч 686 осужденных. В следственных изоляторах содержится 3888 человек, в Стерлитамакской детской колонии 79 ребят. В колониях-поселениях проживают 13 тысяч 719 человек.
Представители ГУФСИН привезли на «пробу» журналистам два комплексных обеда. Для несовершеннолетних заключенных и взрослых. Меню обеда на среду в Стерлитамакской воспитательной колонии: салат из свежей капусты, мясо птицы, свекольник на мясном бульоне, мясо отварное с пшенной кашей, соус, компот из сухофруктов, хлеб пшеничный, сок виноградный, апельсины. В день на питание несовершеннолетних государство выделяет 163 рубля.
- Фрукты в питании детей есть всегда, - сообщил начальник коммунально-бытового обеспечения Игорь Ахметов.- Выдаем бананы, яблоки. Кормим в соответствии с нормами по калорийности.
Заглянула и в нормы для взрослых. Положено в день: 300 граммов хлеба, 100 граммов крупы, 90 граммов мяса, 100 граммов рыбы, 1 яйцо, 100 граммов молока, 550 - картофеля, а также овощи, чай, соль, сахар, маргарин, лавровый лист, горчичный порошок, кисель... Масло коровье и творог выдают только беременным, кормящим матерям и инвалидам. «Взрослое» питание обходится в 62 рубля 55 копеек.
В тюремных столовых овощи, мясо и молоко собственного производства: в 18 из 20 учреждений – свои подсобные хозяйства. Есть они в Салаватском районе, Стерлитамаке, Шакше, Белорецке, Дюртюлях. Там заключенные выращивают птицу – уток, гусей, коровы дают молоко, куры несут яйца, есть цех по откорму свиней. В прошлом году себе на питание осужденные «вырастили» продукции на 36 миллионов.
- Сытый осужденный – добрый осужденный, - справедливо отмечает Кулев. - В 90-е годы, когда финансирования не было, кормили заключенных только тем, что заработали. Ездили в Кармаскалинский район, и если удавалось обменять валенки на сахар, колония могла продержаться сутки. Выдавали половину нормы. Постепенно положение менялось к лучшему, и к 2000 году, финансирование улучшилось. Теперь средства на питание полностью выделяет государство. В рационе заключенных появилось натуральное мясо, а раньше готовили из консервов, причем низкого качества. Сегодня требования к продуктам для заключенных высокие. Роспотребнадзор регулярно приезжает с проверками. Более того, все работники, занятые на пищевом производстве, проходят медицинскую комиссию, перед подачей питания готовые блюда проверяет бракеражная комиссия – словом, все те же требования, что и на любом предприятии общепита, если не сказать, что строже. Кстати, повара и все сотрудники столовой проходят обучение в специализированных училищах. Среди работников есть как вольнонаемные, так и заключенные, имеющие документы об образовании в пищевой отрасли. Заключенные без образования тоже могут научиться: при желании их обучают, и после получения диплома они приступают к работе.
В качестве продуктов и мастерстве повара журналисты могли убедиться сами: на пресс-конференцию гости привезли котлы с едой, приготовленной для заключенных. Сначала отчего-то было жутко смотреть на пластмассовые тарелки, алюминиевые миски и ложки. А когда по залу разнесся аромат каши, борща, отварного мяса и компота, на посуду внимания уже никто не обращал. Каша пшенная с морковью, и большим куском говядины, эдакий здоровый брусок 3на 6 сантиметров. Салат из мелко нашинкованной капусты, с подсолнечным маслом. Свежеиспеченный в собственной пекарне хлеб. Компот или кисель – на выбор. Все действительно вкусно. Посыпались комментарии: мол, кормят заключенных лучше, чем в школьных столовых. Я же сознательно гнала от себя мысли – «как же вкусно, вот повезло им…». Да, многие из уфимцев со среднестатистической зарплатой (реальной, а не мифической в 17 тысяч рублей) наверняка не могут позволить себе ежедневно свежие фрукты и не пьют стакан молока каждое утро. И не могут приготовить говяжьей отбивной на ужин. Несмотря на то, что на столе у заключенных разные виды натурального мяса, вкусный хлеб, овощи, фрукты, несмотря на то, что им готовят профессиональные повара, и нуждающимся выдают дополнительные пайки, у этих людей нет самого главного – нет свободы... А это уже многое меняет.