Все новости
Общество
12 Февраля 2012, 10:15

Наиля Галеева: «Телефонного права у нас нет!»

Сегодня мировые судьи независимы от телефонного права, считает Наиля Галеева.

Фото с сайт runews.su
Фото с сайт runews.su
«ОЭГ» продолжает публиковать ответы на вопросы читателей, заданные начальнику Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов Наиле Галеевой во время онлайн-конференции 8 февраля 2012 года. 

Читательница sveta спрашивает:

 - Скажите, пожалуйста, существует ли сегодня в мировом суде так называемое телефонное право. И если существует, то можно ли как-то этому явлению противостоять? 

- Да, вопрос что называется на засыпку… Этот термин «телефонное право» пришел к нам из далеких времен, когда еще судебная власть целиком и полностью зависела от исполнительной власти. А вот теперь давайте посмотрим, какая ситуация сложилась на сегодняшний день. Федерального судью назначает своим указом Президент. Мирового судью избирает Госудаственное собрание-Курултай Республики Башкортостан. Прекратить полномочия этих судей вправе квалификационная коллегия судей, то есть орган судейского сообщества, который оценивает действия своего коллеги. А теперь давайте зададим себе вопрос, от кого же в этом случае зависит судья? Возьмем в качестве примера федерального судью. Зависит федеральный судья от Президента Республики Башкортостан? Пребывание его в этой должности, его заработная плата в этой должности, возможность приобретения жилья, хоть в какой-то степени все это зависит от Президента Башкортостана? Ответ будет однозначным – не зависит. То же самое относится и к мировому судье. Я уж беру крайний пример – высший орган нашей власти, то есть Президента. А ведь кроме него существует множество представителей органов исполнительной власти. Каким же образом они могут повлиять на решение мирового судьи, если судья ни в малейшей степени от представителей органов власти у нас в республике не зависит? Ни один судья не заинтересован в том, чтобы прекратить свою судейскую деятельность в связи с тем, что он вынес заведомо неправосудное решение. Широко распространенное мнение о том, что судью можно купить, что судью можно заставить вынести решение - оно, на мой взгляд, абсолютно ошибочно. Судья заинтересован в том, чтобы вынести как можно более законное решение или приговор. Лично заинтересован, потому что вынесение им заведомо неправосудного решения - это уже уголовная статья. Если он ошибся и вынес неправильное решение, это минус в его работе. 

Поэтому говорить о том, что сейчас широко распространено телефонное право, я бы не стала. Я не могу с этим согласиться и как юрист, и как человек, и как чиновник, который долгое время работает непосредственно с судьями. Судьи заинтересованы в том, чтобы выносить законные решения. Другое дело, насколько это у них получается. Это зависит от их профессиональной квалификации, от личностного фактора. Но говорить о том, что на судью можно надавить и он примет заведомо неправосудное решение, я не могу! Я с такой позицией не согласна, что существует жесткое телефонное право.

 Азамат из Стерлитамака спрашивает: 

- Сейчас много говорят о развитии судебной системы. Путин прямо заявил: «Мы сделаем правосудие доступным для граждан». Возможно ли это и как, на ваш взгляд, это сделать? 

- Я думаю, что шаги к тому, чтобы сделать правосудие для граждан доступным – они на протяжении последних 10 лет предпринимаются перманентно. Уже само создание института мировых судей многое решило в этом вопросе. Даже одно то, что мировой судья работает на определенном участке и все, что происходит на этом участке, относится к его подсудности, говорит о том, что правосудие стало ближе к населению. Здесь немножко такой вот абстрактный вопрос. Я думаю, что и сейчас уже правосудие достаточно доступно для граждан. В чем собственно проблема. Может быть, вы имеете в виду юридическую неподготовленность граждан к судебным процессам? Конечно, судебный процесс имеет определенную специфику и просто так, придя с улицы, там сложно сориентироваться. И очень многие люди вынуждены обращаться к услугам адвокатов для того, чтобы отстоять свои права и интересы в суде. И стоимость услуг адвоката достаточно высока, поэтому немногие люди имеют финансовую возможность воспользоваться этими услугами. А принятие закона об оказании гражданам бесплатной юридической помощи –это еще один шаг приближения правосудия к гражданам.

 Наш постоянный читатель Артур Пирожков задает такой вопрос:

 - Ожидаются ли какие-то изменения или поправки в закон о мировых судьях? 

- Закон о мировых судьях в постоянной динамике находится и действует на двух уровнях – на федеральном и республиканском. Не так давно были приняты дополнительные поправки к закону о мировых судьях, в соответствии с которыми наши мировые судьи будут проходить обязательные курсы повышения квалификации раз в три года, над чем мы сейчас работаем. 

Еще один вопрос от Артура Пирожкова:

 - Случались ли в практике мировых судей дела. связанные с незаконным производством абортов, заражением венерическими заболеваниями, незаконным распространением порнографии?

 - Спасибо за вопрос. Дела, которые перечислены, действительно относятся к подсудности мировых судей. Это, если я не ошибаюсь 232 и 137 статьи Уголовного кодекса. Дело в том, что, оценивая работу мировых судей, мы составляем статистические отчеты. Формы этих отчетов разработаны и переданы нам для исполнения судебным департаментом Российской Федерации. Постольку поскольку эти статьи не так сильно распространены, мы их отдельной строкой не учитываем. Для того, чтобы ответить на ваш вопрос точно, нужно рассылать запросы в судебные участки и ждать, когда мы получим на них ответ. Построчно у нас учитываются наиболее распространенные уголовные дела. Это, например, статья 158 часть 1, «Кража», статья 159, часть 1, «Мошенничество». По таким категориям дел мы отдельный учет ведем. А по другим малораспространенным делам мы учет не ведем и ответить точно на это вопрос я не могу. Следующий вопрос касается проблем самих мировых судей.

 Раиля спрашивает:

 - В республике нет нормативно-правовых актов, которые предусматривают систему и порядок наделения судебных участков производственными площадями. Однако решать проблему площадей надо. Есть ли какие-то подвижки в этом вопросе?

 - Вопрос очень актуальный и большое удовольствие мне доставляет на него отвечать. Я согласна с Раилей: нет у нас нормативных документов, которые бы обязывали обеспечивать судебные участки производственными площадями. Тем не менее, за последний год мы ощутили мощную поддержку со стороны Президента республики и Президента Российской Федерации. Президент РФ поручил органам исполнительной власти обеспечить судебные участки республики залами судебных заседаний, видимо, исходя из того, что не в каждом из субъектов залы судебных заседаний в судебных участках имеются. У нас в республике, в общем-то, не так плохо обстояли дела с этим вопросом. Залы судебных заседаний у нас имелись в большей половине – в 154 участках, на момент выполнения этого поручения. Из 215. И за этот период, который прошел с момента этого поручения, я могу сказать, что к выполнению этого поручения у нас в республике отнеслись очень ответственно и очень серьезно. Сегодня у нас 202 участка обеспечено залами судебного заседания. И остается только 13 судебных участков, по которым необходимо выполнить это поручение. Ну и кроме того могу сказать, что в среднем у нас на каждый участок приходится 110 квадратных метров. Это, конечно, не так много, как хотелось бы. Но уже одно то обстоятельство, что к нашим проблемам и бедам очень внимательно прислушиваются и Президент, и Премьер-министр республики, которые оказывают нам постоянную и организационную, и финансовую помощь в решении этого вопроса - это вселяет большой оптимизм и уверенность в том, что мы в течение 2012 года этот вопрос закроем и мировые судьи будут работать в помещениях, которые отвечают мировым стандартам.
Автор:Гафурова Светлана
Читайте нас: