«В первую очередь надо работать с народом». Ах, какие правильные слова вложили «Известия» в уста бывшего главы республики! Так чего же не работали, Муртаза Губайдуллович?
Вспоминаю, как в журналистскую бытность мою, ездил я вослед президентскому кортежу по полям и весям родной республики, освещая сановные визиты Муртазы Рахимова на подвластные ему территории. Доезжаешь, бывало, до границы какого-нибудь захудалого района, а там уже вся местная знать с хлебом-солью, с чак-чаком, да кумысом поджидает. Девушки, первые красавицы в районе, в богатых национальных костюмах, батыры в лисьих шапках – целый ритуал, куда там твоей филармонии с ее убогим репертуаром!
А на полях-то что творилось, мама дорогая! Глядишь в окошко машины, проезжая по трассе – трактора пашут, комбайны жнут, коровы прям вдоль дороги пасутся. И нет конца и краю изобилию! Живет и процветает родной Башкортостан! Под мудрым руководством, естественно.
Заедет Муртаза Губайдуллович в деревеньку, которая к трассе поближе, перережет ленточку по случаю открытия новой школы и дальше – в другой район. Так, за день по три-четыре района объезжал.
На все смотрел с интересом, но видел лишь то, что показывали. А отъедь он от трассы на пять-шесть километров поглубже… Не отъезжал, к сожалению. А ведь и там было на что посмотреть. На три четверти пустые деревни, например. На покосившиеся хибары местных аборигенов. На разбитые дороги. На заросшие бурьяном поля. На заброшенные фермы.
А еще, именно при Муртазе Губайдулловиче появились в наших селах бомжи. Кто-то, продав за бесценок свой земельный пай и отцовский дом городским нуворишам, скитается теперь по родной деревне, сбиваясь в ватаги таких же обреченных. Живут, где придется, пьют, что подешевле, за бутылку водки готовые вскопать у более радивых соседей огород. Рыбу ловят и несут ее на трассу – продать проезжающим мимо автомобилистам. За ценой особо не стоят, конкуренция очень большая. Голубей едят. А бывает, когда особенно невмоготу, собак бродячих ловят. Тоже едят.
Вы таких не видели, Муртаза Губайдуллович? А я видел. И появились они не полтора года назад, а гораздо раньше. И особенно много их там, откуда чаще всего неслись в Белый дом бодрые реляции о фантастических успехах в животноводстве, гигантских надоях и немыслимых урожаях.
Разве вы не знали о приписках? Знали, конечно. Почему не реагировали? Вот тут-то, и всплывает на свет волшебное слово: кадры.
Мудрая кадровая политика, говорите? Да чего ж тут такого мудреного – в личной преданности вассала хозяину? Пока хозяин сильный – вассал покорен и предан. Оттого и творит на отданной ему на кормление территории то, что в голову взбредет. Потому, что знает, хозяин прикроет любые шалости. Потому и не трудились они прятать огрехи свои поглубже, надеялись, что власть ваша будет вечной. Что же вы, старый и, безусловно, очень умный человек не внушили своим нукерам мысль, что за все когда-нибудь придется держать ответ?
Конечно, новый глава республики частенько попадает ногой в капканы. Но кто так заботливо расставил их на его пути? Не вы? Кто, скажите, должен был управленческие кадры готовить для всех отраслей экономики Башкортостана? Рустэм Хамитов? Или Муртаза Рахимов, который двадцать лет был у руля? И где они ваши кадры? Какую фамилию не назови – сразу же начинаются ассоциации со статьями уголовного и административного кодексов Российской Федерации. Зато у некоторых районных чиновников даже своя собственная форма была. Со знаками различия. Это вот так вы понимали реформу административного аппарата? Это не в том самом районе, в забытом богом поселке, полыхнули потом военные склады, где чиновники потратили миллионы бюджетных рублей на красивую малиновую амуницию? А предприятий, способных прокормить вмиг оставшееся без работы население, по причине самоликвидации единственного кормильца - воинской части, в том поселке не оказалось. А ведь и туда вас возили, Муртаза Губайдуллович, про модернизацию и диверсификацию рассказывали. Про лесную и перерабатывающую промышленность. Где это все? Не помните? А я помню.
А за мину замедленного действия под названием «обязательное изучение башкирского языка» кому сказать спасибо? Я понимаю, что в бытность вашу президентом, законы Российской Федерации были у нас республике не в чести – сами с усами, но сейчас-то, все вернулось на круги своя. И что теперь нам со всем этим суверенным богатством делать? Как разрулить ситуацию, чтобы и коренное население не обидеть и потомков понаехавших в этот благословенный край лет пятьсот тому назад не ущемлять?
«В первую очередь надо работать с народом». Правильные, ей Богу, правильные слова вынесли «Известия» в заголовок. Когда о народе говорит Рустэм Хамитов, я четко понимаю, что он говорит о рабочих и чиновниках, о крестьянах и ученых, о мелких торговцах на рынке и иностранных инвесторах. И тут я полностью с «Известиями» согласен.
А вот когда о народе говорите вы, Муртаза Губайдуллович, я теряюсь, право слово. Какой именно народ вы имеете в виду? Вот я, например, к этому народу отношусь? Или я отношусь к тем, с кем можно говорить во вторую или даже третью очередь?
И, последний вопрос, на сегодня. Почему эта самая очередь за все двадцать лет вашего правления так ни разу до меня и не дошла?