Все новости
Общество
16 Января 2012, 12:34

В Башкортостане будут выхаживать 500-граммовых младенцев

С 1 января этого года республика перешла на новые критерии регистрации новорожденных. 

Фото с сайта www.nakhodka-city.ru.
Фото с сайта www.nakhodka-city.ru.

Два раза в жизни мне пришлось побывать в больнице для недоношенных детей. Скажу сразу: зрелище не для слабонервных. Крошечные, со сморщенными, как у старичков, лицами, тепло одетые - эти преждевременно появившиеся на свет дети вызывали жалость и сострадание. К ним даже страшно было прикоснуться…

Первый раз я побывала в специализированной больнице для недоношенных детей еще в начале 90-х годов, когда в диковинку были оборудованные электроникой кювезы и другое современное оборудование. В 7-й детской больнице, которая располагалась в Орджоникидзевском районе Уфы, в тихом местечке за известным Дворцом культуры, выходили сотни детишек, родившихся раньше срока и с очень малым весом. Их лечили, делая уколы в вены-ниточки, искусственно вскармливали, обеспечивали уход, а потом подросших малышей передавали на руки мамам. Как говорила заведующая больницей, с годами эти детки догоняли своих сверстников и ни в чем им не уступали. Правда, брали в эту клинику далеко не всех младенцев даже с подходящим весом и иными критериями.

Второй раз я была на открытии отделения по выхаживанию недоношенных детей в ГДКБ № 17 уже в этом веке. Отделение открылось в здании бывшего роддома, где, кстати, родились мои сын и дочь, а также большинство сегодняшних жителей Черниковки. Репутация у 17-го роддома была не очень хорошей, его постоянно закрывали то на карантин, то на санобработку, но в прежние годы мамашам не давали выбирать, где им рожать, все были строго прикреплены к родильным домам по месту жительства, и потому приходилось уповать только на провидение. Слава Богу, трагических случаев было немного, хотя молва их явно преувеличивала.

В связи с чем я завела речь о недоношенных? Дело в том, что с 1 января нынешнего года Башкортостан, как и другие регионы страны, перешел на новые критерии регистрации новорожденных. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения  (ВОЗ), живыми будут признаваться дети, появившиеся на свет после 22-й недели беременности матери и имеющие массу тела 500 граммов. Прежде новорожденные с массой тела менее одного килограмма не попадали в статистику младенческой смертности в случае, если они умерли, не прожив семи суток.  Теперь детей с экстремально низкой массой тела в обязательном порядке должны выхаживать.

Пожалуй, можно порадоваться, что у женщин, родивших по каким-то причинам намного раньше срока, появится надежда увидеть свого малыша живым и здоровым. И, соответственно, улучшится медицинская статистика и демографическая ситуация в целом. Ведь сейчас довольно высок процент преждевременных родов. Впрочем, так было и в годы моей молодости, только шансов у многих рожениц, оказавшихся в тяжелой ситуации, тогда не было. Родовспоможение находилось в технически отсталом состоянии и рассчитано было в основном на здоровых женщин. Расскажу в связи с этим несколько реальных историй.

В год, когда Уфа ждала появления миллионного жителя, одна молодая женщина вместе с мужем ожидала рождения первенца. Беременность проходила нормально, в 32 недели Светлану отпустили в декрет. Только ей иногда казалось, что малыш слишком сильно шевелится и как будто переворачивается в животе. А потом он вдруг затих. Испуганная женщина на 36-й неделе помчалась в поликлинику, к своему акушеру. Та через деревянную трубочку прослушала сердцебиение плода, успокоила беременную и дала ей направление в дежурную больницу. В 4-м роддоме, куда Светлана с мужем приехала на такси, ее не приняли, сказав, что нет свободных мест. Пришлось искать знакомого врача, который бы посодействовал, чтобы ее приняли в другом роддоме. Когда под вечер женщина попала в приемный покой, врач констатировал: сердцебиения нет, ребенок по всей вероятности мертв. Светлане сделали уколы для стимуляции родовой активности, а на утро выяснилось, что малыш был весь обвит пуповиной. Представьте физические и моральные страдания роженицы…  Ребенок был нормальный и весил 2300, но ему очень и очень не повезло.

Это сейчас делают УЗИ, смотрят, как развивается плод, могут даже сделать ему операцию, а при угрозе обвития пуповиной назначают кесарево сечение. Все просто, все под контролем. А тогда можно было полагаться только на опыт акушера-гинеколога и на собственное везение. Правда, оговорюсь, все  медицинские услуги были бесплатными.

Спустя год после того трагического случая Светлана забеременела снова. Очень хотелось родить здорового ребенка, и она выполняла все рекомендации врачей. Доходила до 27-й недели, но однажды на работе ей стало плохо. Вызвали скорую, увезли в дежурную 13-ю больницу. Там ее положили на сохранение в палату с тяжелыми больными, от общения с которыми женщине становилось страшно. К тому же необходимо было дефицитное лекарство, но его в отделении не нашлось. Чтобы унять боли в животе, ей делали какой-то малоэффективный укол, а через несколько дней сказали, что сохранять ребенка бесполезно. Измученной Светлане через стимуляцию «помогли» поскорее избавиться от малыша. Когда мальчика вытаскивали, он громко, обиженно кричал. Матери его не показали – умирать унесли в другую комнату.

Когда Светлана пришла в себя от ужаса, санитарка ее утешила: «Ничего, милая! Что ни делается, все к лучшему. Еще родишь!» Вдобавок ко всему, лежа несколько часов на холодной каталке, женщина сильно застудилась. Однако, как мне рассказали потом, она все-таки добилась своего – благополучно родила двух детей. Но, конечно, вспоминает тех несчастных крошек, которым сейчас было бы так просто помочь. Второй мальчик по весу был, наверное, намного больше килограмма. Теперь же, как я уже упомянула, спасают даже 500-граммовых.

А этот случай произошел в 1986 году. Моя 29-летняя родственница, мать шестилетнего сына, поступила на сохранение в 8-ю больницу. Увы, случилось это в субботу. У Надюши был небольшой срок. Ее положили в коридоре на раскладушку, и весь день к ней никто не подходил. Давали только но-шпу. В воскресенье, устав ждать помощи, она попросила мужа отвезти ее домой. К вечеру поднялась высокая температура, и пришлось вызвать «скорую». Увезли Надю в дежурную больницу – филиал 3-го роддома. А днем ее уже не стало. Мужу сказали, что у нее началось заражение крови, спасти не удалось. Все были в шоке. Как это в городе, в 20-м веке допустили такую халатность? Почему за смерть молодой женщины никто не отвечает? Об этом ЧП я написала в «Литературную газету». В то время это был самый действенный печатный орган. Материалы были переданы в прокуратуру. Оттуда ко мне приходили как к автору статьи. А позднее родственникам умершей сообщили, что виновные наказаны - их лишили премии. При этом их фамилии названы не были. Представьте: на одной чаше весов человеческая жизнь, а на другой – какая-то жалкая премия.

Другая моя знакомая тоже в начале 80-х потеряла дочку, пока ее в предпраздничную ночь возили на «скорой» по роддомам. В дороге начались роды, и крупный, «дохоженный» ребенок задохнулся. Потом она очень хотела девочку, но родились подряд три мальчика.

Наверное, у каждого из взрослых читателей в памяти такие неприятные, драматические истории. И что обидно: умирают желанные дети у хороших родителей. И почему-то те, кому детишки вообще не нужны, чаще всего рожают без осложнений, а потом бросают их на произвол судьбы. То в мусорном баке найдут новорожденного, то в лесопосадке, а то и вовсе под снегом. Поневоле думаешь: что же творится с людьми? Почему у некоторых женщин напрочь пропадает материнский инстинкт?

Но вернемся к нововведению - выхаживанию недоношенных младенцев с очень маленьким весом. По словам заместителя министра здравоохранения республики Ралиды Шакировой, это весьма дорогостоящий процесс.

Реанимационные мероприятия в течение одного месяца стоят от одного до полутора миллиона рублей. Оборудование одной койки реанимации новорожденных (инкубаторы, респираторы, мониторы и т.д.) обходится государству в 6-10 миллионов рублей.

- Успех выхаживания зависит в каждом отдельном случае от  технологического обеспечения, от уровня образования и подготовки врачей, - говорит заместитель министра.

Остается только надеяться, что на пути наших беременных женщин – с момента постановки на учет до родов – встретятся только чуткие, опытные, ответственные и подготовленные специалисты. Иначе все те немалые суммы,  которые выделяются на поддержку материнства и снижение младенческой смертности, будут потрачены впустую.

Автор:Колоколова Любовь
Читайте нас: