Ровно полгода назад мы с фотокорреспондентом «Общественной электронной газеты» Андреем Старостиным побывали на только что открывшемся аэродроме Первушино под Уфой, где покатались на сверхлегких самолетах и сделали фоторепортаж о первых шагах кластера сверхлегкой авиации в Башкортостане.
Какие события произошли за прошедшее время здесь?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы снова отправились, сначала в Первушино, а затем в село Нижегородка, где начал работать завод по сборке сверхлегких самолетов.
На летном поле в Первушино вырос большой полукруглый металлический модуль. Заходим в открытую дверь. Никого… Наконец, в палатке из полиэтилена замечаем какое-то шевеление. На голос откликаются двое мужчин. Они возятся у двухместного красного самолетика уже с крыльями, но пока еще без дверей. Знакомимся. Молодого человека зовут Виктор Остапчук. Ему 23 года. Он слесарь сборки авиаконструкций. Прошел обучение в Италии, откуда и доставляются самолеты в Уфу в разобранном виде. Его напарнику Анатолию Герасименко 56 лет. И этот человек, похоже, прошел уже и огонь, и воду, и медные трубы. Но, несмотря на разницу в возрасте и ужасный холод в неотапливаемом модуле, оба мужчины казались очень довольными. Они с удовольствием рассказывали нам о самолете, который собирали, особый упор делая на его безопасность: в случае отказа двигателя над самолетом автоматически раскрывается парашют, и он начинает планировать над землей. Взлетать и садиться такой самолет может, практически, где угодно: на небольшой поляне, на автодороге, неважно грунтовой или асфальтовой. Рабочие рассказали нам, что это уже второй самолет, который они собирают, и на нем будут обучаться летному делу будущие пилоты. Первый самолет уже нашел своего хозяина… Приятно было видеть людей увлеченных и верящих в светлое будущее…
В селе Нижегородка, куда мы добрались по старой Чишминской дороге, глазам нашим предстал современный заводик, внутри которого было чисто тепло и уютно.
- Это центр автоматизации и роботизации,- объяснил Анатолий Никольский. Он-то как раз и возглавляет предприятие по сборке сверхлегких самолетов. Пока завод арендует площади у Центра. Но весной следующего года по соседству начнется строительство нового помещения на выделенных уже землях. А эти, освоенные уже площади полностью достанутся самолетостроителям, которые будут собирать здесь четыре типа самолетов сверхлегкой авиации.
В разговор вступил Сергей Минигулов, пилот-инструктор, директор учебно-методического центра малой авиации.
Сергей подробно объяснил, в чем разница между типами самолетов, которые будут собираться в Уфе.
К примеру, в сверхлегкой авиации, как и в большой авиации тоже, есть, оказывается, самолеты «высокопланы» и «низкопланы». Они отличаются друг от друга схемой установки крыла. У самолетов «высокопланов» крылья расположены сверху. Такая схема позволяет делать так называемые «воздушные джипы» - универсальные самолеты широкого использования. На таком самолете можно садиться на грунт, на бетонную поверхность, на ограниченную площадку. Все препятствия остаются под крыльями. Эти летательные аппараты более устойчивы, чем «низкопланы», но проигрывают в скорости. Здесь планка горизонтального полета ставится в пределах 200 километров в час. Чувствовалось, что Сергей настолько увлечен самолетами, что может говорить о них часами.
Пришлось перебить его и задать вопрос о том, откуда же в Уфу поступает «полуфабрикат».
- На территории Российской Федерации мы являемся официальными и эксклюзивными дистрибьютерами одной итальянской компании, - ответил Сергей.
И далее он пояснил, что эта компания была выбрана потому, что ее продукция - летательные аппараты для сверхлегкой авиации – отработана до мелочей и пользуется заслуженным авторитетом во всем мире. Если в большинстве российских компаний при сборке самолетов используется примерная подгонка деталей, то в итальянском самолете каждая деталь точно подогнана друг к другу, как в конструкторе «Лего», имеет свой индивидуальный номер, указанный в каталоге, что сильно облегчает сервисное обслуживание таких аппаратов при поломках.
- Мы же собираемся заниматься не только сборкой самолетов, - объясняет Сергей Минигулов, - но и полным комплексом, системой услуг: обучением пилотов, сервисным обслуживанием, ремонтом, предоставлением аэродрома и так далее. Для нас важно не просто продать самолет, но и научить владельца правильно и грамотно летать. Поэтому у нас второй год успешно действует летная школа по подготовке пилотов сверхлегких воздушных судов (СВС) и сейчас совершенствуется учебно-производственная база и учебные классы.
- Мы очень благодарны Правительству республики, продолжает Сергей, - за то, что оно помогло нам с выделением помещения для обучения пилотов, в Затоне, на улице Летчиков. В здании, где все автомобилисты города проходят техосмотр, нам выделили весь третий этаж на правах государственной, а не коммерческой аренды. Это позволяет нам не думать о том, как больше заработать денег, а сосредоточиться на вопросах безопасности полетов, что самое главное в нашем деле.
Добавлю, что первые три самолета класса «Savanna-S» и «Vimana» в Уфе уже собраны. Это самолеты, предназначенные для элегантного бизнес-туризма и для делового воздушного такси. У двух из них уже есть хозяева. Речь пока не идет о сборке самолетов для массовой продажи. Здесь рынок еще не сформирован. Пока самолеты будут собираться «под клиента». В ближайшие годы планируется собирать до десяти летательных аппаратов в год. (На ручную сборку одной машины уходит около двух месяцев).
В Уфе будет представлена полная линейка сверхлегких (до 495 килограммов) самолетов для разного клиента. Уже через несколько лет столица Башкортостана войдет в первую пятерку самых серьезных в России центров легкого самолетостроения. Сверхлегкие самолеты из кит-наборов сегодня пытаются собирать во многих городах страны. Иногда это происходит в гараже, иногда даже в домашних условиях. Но собрать самолет – не самоцель. Главное – научить его летать. По мировой статистике только 30 процентов кит-наборов превращаются в самолет после сборки. В Уфе планируется, что абсолютно все собранные в рамках кластера сверхлегкие самолеты будут летать. Уже сегодня Уфа – один из немногих качественных центров по сборке самолетов в России.
Во многом это происходит и благодаря помощи властей. Пилотам и самолетостроителям не приходится тратить много времени на преодоление административных барьеров и на хождение по номенклатурным коридорам.
Если бы везде и во всем было так!
Во всяком случае, мне было очень приятно и радостно общаться с людьми, которые ставят перед собой большие и хорошие цели и добиваются успеха в их осуществлении.