Пожалуй, госзакупки – одна из самых запутанных и неоднозначных тем, которые когда-либо обсуждались в СМИ. И, наверное, человеку, далекому от экономики, многие моменты, связанные с госзаказом, кажутся непонятными. Чтобы пролить свет на эту непростую тему, «ОЭГ» посетил председатель Госкомитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов Сергей Новиков. Можно ли считать государственные торги состоявшимися, если в них участвовал только один поставщик? И существуют ли ведомства, которые следят за работой Госкомитета по размещению государственных заказов? Эти и другие вопросы были заданы Сергею Новикову во время эфира.
Обсуждение началось с вопроса читателя Владимира Мельченко. Он интересовался, можно ли считать Госкомзаказ РБ аналогом Федеральной антимонопольной службы России.
- Наверное, нет. Полномочия ФАС - гораздо шире и объемнее, - ответил ему Сергей Новиков.
Другой пользователь нашей газеты Владислав Зорин хотел выяснить, есть ли разногласия между УФАС по РБ и Госкомзаказом РБ.
- Таких разногласий нет, - сообщил Сергей Новиков. - Оба ведомства работают в рамках закона 94-ФЗ. Наша общая цель - совершенствование системы госзакупок. Да, у нас могут возникать разночтения, разное понимание тех или иных вопросов. Но существуют законы, существует правовая среда, и если возникают какие-то споры, то мы стараемся разрешить их в рамках действующего правового поля.
Активное участие в онлайн-конференции на сайте «ОЭГ» принял наш постоянный читатель Сергей Коновалов.
- Существует ли при Госкомзаказе общественное объединение, такое как Общественная палата РФ, осуществляющее независимый мониторинг и контроль проведения процедур госзакупок? – спросил он.
- К сожалению, при Госкомзаказе такой структуры пока нет, - признал Сергей Новиков. - Почему? Дело в том, что деятельность нашего ведомства, по сравнению с другими органами власти, - и так одна из самых прозрачных. И это связано не столько с политикой руководства Госкомитета, сколько с существующим законодательством. С 1 января 2011 года в республике действует электронная система торгов. И все решения, которые принимаются Госкомзаказом, - публичны. Порядок нашего взаимодействия с заказчиками размещен на официальном сайте, то же самое можно сказать о составе конкурсных комиссий. Итоговые протоколы, утвержденные технические задания – все это находится в общем доступе, и не составляет никакого секрета. То, по какому принципу отклоняются заявки и на каких основаниях – также можно выяснить на общероссийском сайте по госзакупкам. В этой ситуации говорить о каких-то дополнительных мерах контроля – излишне.
В то же время, лично мне хотелось бы при Госкомзаказе создать некое экспертное сообщество, состоящее из отраслевых специалистов, которое могло бы помогать нам в работе. Ведь далеко не все госзакупки просты! Особенно это касается строительства, медицинской сферы. Мы на сегодня думаем об этом, рассматриваем возможность привлечения отраслевых экспертов. Но пока готового решения нет.
Как отметил Сергей Новиков, если у читателей есть какие-то сомнения в прозрачности работы Госкомзаказа, либо те или иные предложения, они могут быть высказаны при личной встрече.
- Я открыт для общения, - отметил гость «Общественной электронной газеты».
Еще один вопрос поступил от читателя «ОЭГ» Леонида Андреевича.
- Здравствуйте! У меня такой вопрос - много ли тендеров в республике проводятся с одним участником? Приведите, пожалуйста, статистику за 2011 год. И вообще - законно ли это, ведь отсутствует конкуренция? – озаботился читатель.
- Давайте сначала определимся с терминами. Есть два понятия – «условно несостоявшиеся торги» и «абсолютно несостоявшиеся торги», - пояснил Сергей Новиков. - Что такое «условно несостоявшиеся торги»? Это торги, на которые подал заявку только один участник. Таких торгов в республике 36,6 процента от общего числа аукционов. Что такое «абсолютно несостоявшиеся торги»? Это торги, заявку на которые не подал никто. Таких в республике - 6,8 процента. Состоявшихся, признанных торгов с несколькими участниками – 56,6 процента.
Что делать, если заявку на торги подал только один участник? В этом случае 94-ФЗ предусматривает, что заказчик имеет право заключить госконтракт с этим участником. Если же не было подано ни одной заявки, то предусмотрены два варианта: 1 – торги проводятся заново, 2 - можно заключить госконтракт с единственным поставщиком, но по согласованию с контрольным органом (в лице Госкомзаказа). В этом случае контракт заключается по первоначальной цене. Если же заказчик хочет повысить цену, он обязан провести новые торги.
- Мы со своей стороны, выступаем за конкуренцию, - подчеркнул Сергей Новиков. – В идеале, продукция должна закупаться на основе конкурентных принципов. Но не всегда это получается. К примеру, все госконтракты на поставку бензина в Башкортостане заключаются сейчас с единственным поставщиком. Аналогичная ситуация с закупкой автомобилей. У нас в республике множество дилеров, но они не хотят регистрироваться на электронных торговых площадках. Судя по всему, причина в том, что они не ориентированы на сектор госзакупок. Их приоритет – это частные клиенты. Тем не менее, если сравнить с другими регионами, Башкортостан в плане конкуренции выглядит достаточно хорошо.