Обожаю необычных, нестандартных людей. Людей с изюминкой, с какой-то идеей или фантазией. Когда общаешься с такими представителями Планеты Земля, то жизнь кажется интересней, ярче, привлекательней. Исчезают куда-то мелкие бытовые проблемы, в которых мы все постоянно барахтаемся. Раскрываются новые горизонты. И сама Вечность приоткрывает свое лицо…
И может быть, потому, что я люблю таких людей, они постоянно сами меня находят и рассказывают о себе, поражая воображение.
Так, совсем недавно мне посчастливилось познакомиться с человеком, который решил несколько математических задач, еще с античных времен считавшихся «неразрешимыми». Это нахождение квадратуры круга, площади шара, удвоение куба, трисекция угла. И отрадно, что новым Перельманом, сумевшим решить эти «неразрешимые» задачи оказался наш земляк, уроженец Башкортостана Ринат Мустафин.
По большей части мнение о неразрешимости данных задач строилось на том, что число «Пи» постоянно. Все это привело к искажению математических расчетов, исторических данных, неверному объяснению физических явлений и химических процессов. Попытки доказательства неразрешимости этих задач, предпринятые в XIX веке, затормозили развитие математики как науки. Мустафин же доказал, что число «Пи» непостоянно. В эпоху бурного развития науки и производства, развенчание «неразрешимости» этих задач дает толчок развитию во всех областях жизни, начиная с математики и заканчивая тяжелой промышленностью.
Родился Ринат Мустафин в населенном пункте Зирекло Стерлибашевского района Башкирии (ныне относится к Оренбургской области). С раннего детства его отец Гафият Рахмаевич приохотил сына к математике. Уже в первом классе Ринат знал высшую математику. А в 1962 году, обучаясь в восьмом классе, он решил задачу, которая доселе считалась «неразрешимой» - вычислил площадь шара. Это дало возможность юноше выяснить, что общая площадь земного шара определена неверно: она составляет не 511 миллионов квадратных километров, а всего 400 миллионов.
Но затем про математику пришлось надолго забыть. Почти три года Ринат служил в рядах Советской Армии на Дальнем Востоке. Затем поступил в Башкирский государственный медицинский институт. Закончил его и интернатуру в городе Снежинске. 13 лет проработал в Норильске врачом-терапевтом. И, наконец, обосновался с семьей в городе Чебаркуль Челябинской области, где работает и поныне врачом-терапевтов в Центральной городской больнице.
И здесь снова вернулось увлечение математикой. Толчком к этому послужил забавный случай. Соседский мальчик по имени Саша попросил Рината Гафиятовича помочь ему решить задачку из школьного учебника.
- Не решу, весь класс получит двойки: у меня же все списывают.
Задача была с легкостью решена. А затем в конце учебника доктор увидел другие, «неразрешимые» задачи. Ринат Гафиятович попробовал и … неожиданно для себя, решил их! Это случилось в 2000 году. Все прошедшие с тех пор годы Ринат Мустафин не мог закрепить за собой авторство на решение этих задач. Когда обращался за рецензией к математикам, профессорам и докторам наук, ему предлагали или, в лучшем случае, соавторство, а в худшем – просили оставить «посмотреть». При наших законах об авторском праве и при полном отсутствии морали и нравственности в обществе, Ринат Мустафин не решался на это. И мне радостно оттого, что с недавних пор авторское право на решение этих задач закреплено за Ринатом Мустафиным. Это может помочь и в разрешении многих практических проблем человечества. Например, решение этих задач позволяет точно вычислить радиус распространения сферы воздействия цунами и землетрясений, что сегодня очень актуально. А в случае глобального потепления климата на планете с помощью этих задач можно точно вычислить уровень подъема воды в мировом океане, что просто жизненно необходимо для безопасности многих стран мира.
Да, «может собственных Невтонов и быстрых разумом Платонов Российская земля рожать!»
Проблема в другом. В том, что в сфере авторских прав и сохранения идей и приоритета в России пока существуют большие сложности. Повсеместно распространено несоблюдение авторских прав, воровство идей, в том числе и в научной сфере, утечка талантливых людей и гениальных идей за границу. Весьма распространена шутка о том, что Япония достигла небывалого прогресса только благодаря российским идеям, опубликованным в журнале «Техника молодежи».
Есть и еще одна сторона медали. В современном обществе резко упал престиж занятий фундаментальной наукой. Ученый перестал быть героем нашего времени, уважаемой фигурой, как это было когда-то и вроде совсем недавно. И эту сферу поразила, как ржа, коррупция. Все чаще в прессе мы читаем разоблачающие материалы о том, что некий лауреат Нобелевской премии, академик создает какую-нибудь комиссию для продвижения научных идей и как председатель данной комиссии награждает, в первую очередь, не кого-нибудь, а себя. Дутые звания, купленные или украденные диссертации, надуманные огромные зарплаты, уходящие в никуда бюджетные деньги - такова сегодняшняя научная реальность. А научные идеи, действительно способные двигать Россию вперед, остаются невоплощенными и забытыми…
Впрочем, это уже тема другого материала…
Нам же остается только порадоваться за нашего нового Перельмана и пожелать ему удачи и… Нобелевской премии!