Скажите, Вы когда-нибудь замечали, поднимая глаза от документов, двусмысленный взгляд коллеги, обращенный на вас? А сами не оценивали хорошую фигуру нового работника, стараясь выкинуть из головы мысли об этом, или не стараясь, к примеру? Конечно, скажете вы. Но непременно сделаете оговорку: мы можем смотреть, сколько душе угодно, от этого никому хуже не станет. Возможно, вы вспомните коллег с сальными шуточками; они словно стараются юмором оправдать разговоры на «запретную тему», и этим, как правило, зарабатывают великодушное «прощение». И, конечно, до всех доходили слухи, кто и почему (и по своей ли воле) спит с главой отдела. И большинству из нас не приходилось задумываться, почему в среднестатистическом российском коллективе всё вышеупомянутое считается нормой? Нормой, пусть и не слишком приличной, но всё же допустимой. А между тем, во многих цивилизованных странах для обозначения аналогичного поведения существует лаконичное определение – харассмент.
Харассмент в переводе с английского – «домогательство». Конечно, дружеские шутки и неформальная обстановка – другое дело. Домогательство же, прежде всего, подразумевает неуместность «особых» отношений, когда объект пристального «внимания» вовсе его не жаждет. Если обратиться к западным законам, то все нежелательные знаки внимания, включающие в себя сексуальный аспект, являются харассментом. Это и оскорбительные замечания о половой принадлежности собеседника («все бабы – дуры»), и приглашение поужинать (если вы, конечно, сами не горите желанием отправиться с начальником (-цей) в ресторан), и «заманчивые» обещания повысить зарплату за некоторые «уступки», и открытые угрозы увольнения в случае отказа.
Как правило, в основном такому преследованию подвергаются женщины. По данным статистики, примерно две трети россиянок испытывали сексуальное давление со стороны начальника. И лишь единицы решились довести дело до суда. Остальные предпочитают тихо уволиться или удовлетворить притязания шефа. Газеты пестреют объявлениями о найме девушек на мелкие должности с указанием желаемых физических данных и даже намёками на будущие интимные обязанности. Рассказы о непристойных предложениях и поведении вышестоящих коллег никого не удивляют. Почему наши женщины так спокойно относятся к тому, за что американки уже почти 40 лет привлекают к уголовной ответственности своих работодателей? Обратимся к опыту зарубежных стран.
В 1964 году Конгресс США принял Закон о Гражданских Правах, который провозглашал незаконность дискриминации по расовому, религиозному, национальному и половому признаку. А в 1974 году на судебном рассмотрении дела об увольнении помощницы врача был впервые употреблён термин sexual harassment («сексуальное домогательство»). После этого разбирательства в суды посыпались многочисленные иски ратовавших за справедливость потерпевших. В 1992 году на этой почве разразился первый политический скандал, в результате чего в 1995 году своего поста лишился сенатор Роберт Пэквуд, обвинённый в домогательстве 17 подчинённых сотрудниц. На сегодняшний день большинство компаний США, опасаясь шумихи и уплаты астрономических сумм компенсаций, стремятся к предотвращению прецедентов харассмента: проводятся специальные тренинги и разрабатываются инструкции для сотрудников. Дело в том, что в Европе и Америке оскоблённая сторона судится не с обидчиком, а с компанией-работодателем, не сумевшей создать приличные условия труда или проигнорировавшей жалобы пострадавших. В 2005 году на территории Евросоюза вступил в силу закон о сексуальном домогательстве на рабочем месте, устанавливающий наказания и размеры штрафов, а также ответственность организации. Суть харассмента в нём определялась как «поведение сексуального характера, цель и результат которого затрагивают достоинство другой личности и/или создание на рабочем месте враждебной, агрессивной или неспокойной обстановки».
Азия так же не отстаёт от Старого и Нового Света ни в частоте жалоб на сексуальные преследования, ни в активной борьбе с ними. По социальным опросам, проведённым в Китае и Японии, около 20% представительниц слабого пола когда-либо страдали от домогательств на рабочем месте. С1 декабря 2005 года в КНР действует новая редакция закона о защите прав женщин. А японское законодательство предусматривает до семи лет тюремного заключения, если факт домогательства будет доказан в суде. Кстати, интересный факт: большинство жительниц Пекина и Токио (80% опрошенных) страдают от сексуальных притеснений не в офисе, а… в метро. Во избежание непристойного поведения мужчин власти Пекина даже планируют запустить в метрополитене специальные «женские вагоны», куда вход сильной половине категорически заказан.
Отличился по этой части и Израиль: секс-скандал, погубивший политическую карьеру бывшего президента Моше Кацава, участником которого стал глава государства, - первый в истории Израиля. В июле 2006 года бывшая сотрудница канцелярии президента официально заявила об имевших место в прошлом домогательствах со стороны Кацавы. И 29 июня 2007 года Моше Кацав официально объявил о своей отставке, признав обвинения в харассменте. Следствием чего явилось принятие Национальным судом по трудовым спорам в марте 2008 года закона, запрещающего любые интимные отношения между начальником и подчинённой, так как даже добровольный роман может быть истолкован как сексуальное домогательство.
Следует отметить также, что жертвами харассмента становятся и мужчины. По данным американской Комиссии по соблюдению равноправия при трудоустройстве, жалобы сильного пола составили в 2006 году 15,4% от общего числа, а в 2009 году - 16,4%. И это только официально зарегистрированные случаи. Мужчины гораздо реже афишируют ущемление своих прав в подобных делах. Во-первых, «стыдно», что тобой так манипулирует женщина. Во-вторых, всё чаще в роли «соблазнителя» выступает представитель своего же пола (опять же, «стыдно» - вдруг сочтут женоподобным или пассивным геем?).
Законодательство же Российской Федерации полностью игнорирует понятие «сексуальное домогательство». В трудовом праве его попросту нет, наши законы защищают от дискриминации по половому признаку и сексуального насилия. Статья 3-я Трудового кодекса РФ гласит: «Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности…». Также потерпевший может отстаивать свои права с помощью статьи 133-й Уголовного кодекса РФ: «Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) наказывается штрафом в размере от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда… либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года». Но ни слова о харассменте и определении оного.
А как смотрят на эту проблему простые обыватели? Статистика утверждает, что около 80% российских граждан считают сексуальным домогательством изнасилование или покушение на него. Около 50% - неприличные прикосновения и поглаживания. И только 25% воспринимают ситуацию адекватно, относя нежелательный флирт и скабрёзные шутки к разряду сексуальных домогательств. Равноправие граждан, возведённое в США в национальный культ, привело к внушительным победам в юридических баталиях, о чём у нас остаётся только мечтать. Если женщина всё же решается заявить на ловеласа в суд, она рискует не только проиграть дело, не доказав факта харассмента, но и попасть в так называемые «чёрные списки» работодателей.
Многие пострадавшие, по словам психологов, испытывают комплекс вины, полагая, что сами спровоцировали сексуального агрессора или не оказали ему своевременного решительного отпора. На ум сразу приходит не очень-то приличная народная поговорка про «не захочет» и «не вскочит», ярко демонстрирующая менталитет российской общественности и отношение к вопросам о домогательствах.
В советское время разгул харассмента пресекался не столько идеологическими соображениями, сколько страхом перед парткомом и профкомом. Вылететь из партии с «волчьим билетом» мало кому хотелось. К тому же существовала социальная защищённость граждан не в пример лучше нынешнего положения дел: если сегодня одинокая женщина серьёзно задумается над интимными предложениями шефа, боясь не найти (или не так скоро, как хотелось бы) нового места работы, то в СССР такой проблемы практически не стояло. Но с приходом перестройки и снятия запрета на частное предпринимательство, многие стремительно разбогатевшие бизнесмены так же стремительно примерили на себя роль хозяина-барина, позволявшую, по их мнению, творить всё, что вздумается. Да и сексуальная революция, провозгласившая свободную любовь…
Привыкнув за короткое время быть жертвой, не доверяя честности правосудия, россиянка научилась всем чудесам долготерпения и прощения.
Подводя черту, ничего особенно утешительного сказать нельзя. Положение современной российской женщины не завидно. Но всё же опускать руки и «спускать на тормозах» неуместные намёки и откровенные домогательства не следует. Сегодня существует множество сайтов, оказывающих психологическую и юридическую помощь попавшим в подобную ситуацию. И бороться за свои права необходимо.
Ситуацию комментирует руководитель уфимского Центра психологии и развития, психолог Антонина Ткаченко.
- Антонина Александровна, как часто в ваш центр обращаются женщины, пострадавшие от сексуальных домогательств со стороны начальства?
- Крайне редко. Можно сказать, что не обращаются вовсе. В нашей стране и в нашей республике, в частности, не принято обращаться к специалисту-психологу. А по вопросам сексуального домогательства тем более. Дело в том, что большинство женщин, попав в подобную ситуацию, испытывают чувства стыда и вины: и тема, вроде, «неприличная», и не смогла сама справиться. Проще пожаловаться подружке, которая, как и большинство женщин в России, скорее всего, в той или иной мере испытывала на себе нежелательное внимание со стороны руководителя.
- Что побуждает приличного с вида мужчину на солидной должности вести себя непристойным образом?
- Причин на самом деле может быть множество. Каждый мужчина – это отдельный случай. Но, в целом, самыми распространёнными для этого поводами служат:
- болезненная ненависть к женщинам. В таком случае домогательство может рассматриваться мужчиной как наказание. Изводя одну представительницу слабого пола, он, таким образом, мстит всем женщинам сразу;
- низкая самооценка, компенсируемая за счёт унижения другого. Такие люди используют любые методы давления и подчинения – это их способ самоутверждения;
- личность патологического склада. Эти мужчины для достижения своих целей используют силу и грубость. Они просто не представляют, что внимания и расположения женщины можно добиваться иначе.
- Существуют ли выходы из подобных неприятных ситуаций? И что можно сделать для решения проблемы сексуальных домогательств в целом?
- Если женщина действительно не провоцировала начальника (существует категория женщин, совершающих это бессознательно) и ситуация на рабочем месте становится невыносимой, то лично я бы посоветовала уволиться. Зачем терзать и мучить себя? Этим делу не поможешь. Конечно, большую роль играет и знание своих прав, большинство людей попросту страдают от недостатка информации о законах. Если же говорить о самой проблеме харассмента в России с точки зрения психологии, то эту проблему должно решать новое поколение молодых родителей. Ребёнок, получивший должное внимание и воспитание, вырастает в психически нормальную и уравновешенную личность без эмоционально-поведенческих отклонений. Такой мальчик, став взрослым, не станет вести себя непристойным образом, а девочка – стыдиться и винить себя за чужие проступки.