В некоторых регионах России активный импорт продовольствия не позволяет отечественным производителям достойно конкурировать с иностранными. У сельхозпроизводителей не хватает средств, чтобы внедрять новые методы переработки, покупать технику, и даже банально реализовывать свою продукцию. Можно ли то же самое сказать о Башкортостане? Именно этот вопрос поднимался на онлайн-конференции заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Эрнста Исаева на сайте «ОЭГ».
Один из читателей «Общественной электронной газеты» под ником «cельчанин» поинтересовался у министра:
- Эрнст Фаритович, действуют ли у нас в республике меры по защите интересов местных производителей на региональном продуктовом рынке? Селянам сложно конкурировать с завозной продукцией – более дешевой, но нередко и менее качественной.
- Мы, конечно, не можем напрямую воздействовать на продовольственный рынок, напрямую лоббировать интересы конкретных производителей. Но мы можем и будем поддерживать селян, оказывая им господдержку, - заверил читателя Эрнст Исаев. - Это субсидирование процентных ставок по кредитам, удешевление приобретения сельхозтехники, а также субсидии на произведенную и реализованную продукцию. Так, например, в этом году мы выплатили 450 миллионов рублей производителям сырого молока – из расчета два рубля на литр реализованного молока. Мы субсидируем приобретение ГСМ (в этом году на эти цели потрачено 420 миллионов рублей), минеральных удобрений (в 2011 году - порядка 500 миллионов рублей). Мерами поддержки сельхозпроизводителей можно считать и сельскохозяйственные ярмарки, которые проводятся почти во всех городах республики.
Не так давно в Башкортостане стартовала акция «Выбирай свое, покупай родное». В ней задействованы как производители (на данный момент их уже свыше ста), так и рынки и ТСК. Могу сказать, что уже сегодня эта акция положительно повлияла на процентное соотношение своих и привозных продовольственных товаров. Например, уже более 94 процентов мяса и хлеба на прилавках республики - республиканского производства. Молока и колбас – 90 процентов; сахара – 73; яиц – 76; мяса птицы, питьевых минеральных вод, капусты – 70 процентов.
Мы и в дальнейшем будем все делать для того, чтобы наши сельхозпроизводители чувствовали себя защищенными.
В то же время, как считает один из пользователей «Общественной электронной газеты» Захаров, наша республика, впрочем, как и вся Россия, превращается в сырьевой придаток.
- Почему выращенное у себя же сырье не перерабатывается на месте? – задает он вопрос.
- На самом деле, мне труднее сказать, а что у нас в республике не перерабатывается, - комментирует Эрнст Исаев. - В каком смысле мы - сырьевой придаток? Судите сами - мы в огромных количествах производим молочную продукцию, хлеб, булки, подсолнечное масло, муку… Единственное, что республика на сегодня не перерабатывает – это лен. Но эту культуру мы выращиваем только второй год. Да и то - в Туймазах уже запускается предприятие, которое будет этот лен перерабатывать. Даже рапс мы хотим превращать в готовую продукцию внутри республики - в Илишевском районе.
В то же время, не все перерабатывающие предприятия на сегодня находятся в конкурентоспособном состоянии. И решить эту проблему - наша задача на ближайшие годы. Так, например, мы выращиваем в больших объемах гречиху, но вот по поводу обработки и превращения ее в готовую продукцию отстаем. Есть вопросы с макаронными изделиями: наши соседи из Челябинска практически захватили этот рынок. Жители республики с удовольствием покупают завозные макароны. До сих пор свободна в республике ниша по переработке овощей. Занимая первое место по поголовью лошадей, мы не спешим серьезно работать с кожевенным сырьем. Далее - есть актуальнейшая задача по глубокой переработке зерна. Напомню, что республика ежегодно производит три миллиона тонн зерна, а потребляет – только два миллиона. Получается один миллион тонн излишка, который нужно куда-то девать. И создание в республике завода по глубокой переработке зерна – это один из выходов.
Читатели «Общественной электронной газеты» были всерьез озабочены судьбой потребительской кооперации в регионе. Так, жительница республики Таскира пожаловалась на «беспредел» в организациях потребкооперации Туймазинского района. А Ильшат Ахмадеев поинтересовался у министра, какой он видит дальнейшую судьбу этого метода поддержки села (напомним, что основная задача потребкооперативов – торговая, посредническая и заготовительная деятельность в интересах пайщиков – граждан и крестьянских хозяйств).
- Потребительская кооперация в 90-х годах пережила период кризиса, и по большому счету, период развала. И та часть, которая выжила, на сегодня не совсем понимает свою миссию, свою стратегию развития, - ответил Эрнст Исаев. - По идее, задачи потребкооперации – это обслуживание мелких, неперспективных населенных пунктов, стабилизация социально-экономической обстановки, обеспечение занятости сельского населения. И, надо сказать, что потребкооперация нам нужна. Поскольку может приносить сельчанам колоссальную пользу.
У нас в республике потребкооперацию представляет организация «Башпотребсоюз». Но, я считаю, что «Башпотребсоюз» от выполнения своих стратегических задач на сегодня отстранился. Он не взаимодействует ни с Правительством республики, ни с Министерством сельского хозяйства. И вопросов к этой организации очень много. В том числе и со стороны самих пайщиков. Думаю, нам нужен детальный, обстоятельный разговор с этой организацией. И я обещаю, что он состоится. Мы приведем в порядок это направление, какие бы усилия нам не пришлось к этому приложить. Учитывая специфику системы потребкооперации (основными акционерами являются огромное количество селян), нам необходимо будет опираться на поддержку самих пайщиков. От их активной позиции и будет зависеть будущее потребкооперации в республике.