Я не знаю, каков жанр у этой статьи. Поэтому просто расскажу случай, который произошел в Уфе в начале сентября этого года; потом попытаюсь дать ему оценку и готов выслушать комментарии читателей «ОЭГ». В первую очередь — молодых, потому что история эта касается в первую очередь их. И выводы должны делать именно они.
Сначала — набор фактов. Так ли было «в деталях» - не суть важно. Основное – сущая правда.
Жил-был студент. Обычный четверокурсник одного из вузов республики. Звали его, например, Ферапонт (вряд ли в Уфе найдется хоть один парень с таким именем, а значит, никто не будет несправедливо обижен). Фамилия тоже что ни на есть простая — Двоепупкин. Мама - бюджетница в райцентре. Все как у всех.
Учился наш Ферапонт средне, а вот компания у него в вузе, как затем подтвердилось, была замечательная. Хорошие, неравнодушные ребята и девчонки. Он с ними этим летом на море съездил от профкома по льготной путевке. Но об этом позже.
Была у этого студента девушка. Умная и красивая. Ее имя упоминать не будем — насчет нее иронизировать нет никакого желания. Но все произошло в полном соответствии с французским афоризмом «Шерше ля фам!» (Ищите женщину). Короче, молодые люди поссорились. Се ля ви! Кто уж был виноват, кто первый что сказал — картину не восстановить. Но можно восстановить, что было потом. А потом наш Ферапонт должен был поехать домой. Во всяком случае, так сказал по телефону другу. И после этого... пропал на трое суток!
Вы знаете, что пропажи молодых парней (да и девушек, конечно) в Уфе происходили в этом году с завидным постоянством. Большинство случаев закончилось, увы, трагедией. Да и вообще жизнь показывает, что трагедии эти теперь происходят с пугающей регулярностью. (Пока готовил эту статью — в авиакатастрофе погиб ярославский «Локомотив»...). Общество все больше и больше погружается в состояние перманентного страха за жизнь близких (что подтверждает и недавняя статья на эту тему в «ОЭГ»). Поэтому неудивительно, что родные и друзья нашего Ферапонта приготовились к самому худшему. Не знаком с мамой нашего персонажа, но, сам имея двоих детей, представляю, какой ужас она пережила в эти дни.
Друзья, как известно, познаются в беде. Три дня и две ночи они обзванивали больницы и морги, расклеивали объявления, опрашивали водителей пригородных автобусов в том направлении. И звонили, звонили, звонили… С житейской мудростью готовы были принять любой исход – только бы не неизвестность. Все это происходило на моих глазах, потому что это была компания моей дочери. И вот, на исходе третьих суток, когда к поискам пропавшего должна была подключиться полиция, Двоепупкин нашелся!
То, что будет написано дальше, кто-то воспримет как глупейший анекдот; кто-то - как фарс… Найдутся и такие, кто коротко скажет: «ну и идиот»! Судить вам. Увы, за 20 лет беспрерывных реформ психологическая устойчивость всех поколений россиян пошатнулась. Возросло число нервных расстройств и суицидов. Суицидом могла закончиться и эта история. Что бы в первую очередь сделал молодой человек лет 30 назад, поссорившись со своей девушкой? Куда бы подался? Правильно – напился (эх, Расея!). Но с друзьями. Проспавшись, двинул бы домой. (Тем более что сотовых телефонов тогда не было. А у многих – и квартирных тоже.) А затем либо помирился бы со своей ненаглядной, либо начал бы жизнь с новой страницы. Ферапонт же Двоепупкин поступил совершенно в духе современного инфантильного сопляка. Он поехал не домой к матери и не к друзьям, а в кафешки на Монумент Дружбы, и напился там. С кем пил, «на какие шиши» - теперь неведомо. (Неплохая ведь тема для диссертации, кто бы взялся: зарплата у многих «ниже плинтуса», а на выпивку деньги находятся всегда! Как и собутыльники.)
Что мозолит глаза молодому человеку в алкогольном бреду в этом злачном гнезде? Правильно, мост через Белую! Спрыгнуть – и ни человека, ни проблемы! Кто из самоубийц думает о матери, о друзьях, о своем жизненном предназначении, наконец? Мы, эгоисты и слабаки, думаем только о себе… Не знаю, кто был тот водитель, вызвавший МЧС или полицию при виде сидящего на перилах моста пьяненького щуплого паренька, но жизнь ему он спас. И пусть неравнодушному человеку это зачтется в судьбе. Студента сняли с перил, и то ли он полез в драку, то ли нагрубил служивым – закрыли его на сутки в «обезьянник».
Вот здесь я прерываю повествование и задаюсь вопросом: разве не обязаны наши работники внутренних органов установить личность человека и сообщить о нем родным? Пусть не сразу, пусть через сутки. Да, он уже совершеннолетний. Возможно, он сам не хочет, чтобы о нем узнали такое. Но неужели «господам-прошедшим-переаттестацию» настолько плевать на своих граждан? Закрыл – оштрафовал – отпустил – и после нас «хоть потоп»? Ведь если бы фамилию задержанного сопоставили с фамилией в заявлении о пропаже человека, которое на тот момент уже подала мать незадачливого Ферапонта, вся история завершилась бы двумя сутками ранее. Если бы предложили наутро протрезвевшему «клиенту» сообщить о нем хоть кому-нибудь? Или компьютеры в МВД нужны только для того чтобы раскладывать на них пасьянс, коротая часы ночного дежурства?
Двоепупкин вышел из отделения милиции с выписанным штрафом. Скорее всего, за нарушение общественного порядка. И вновь воспаленный мозг принял абсолютно нелогичное для зрелого человека решение. Ферапонт счел, что стыдно брать у матери деньги на оплату этого штрафа! И вообще домой появляться стыдно (подумаешь, что мать к этому времени могла умереть от переживаний)! И друзьям, сбившимся с ног в его поисках, сообщать тоже выше сил! А значит – надо где-то заработать денег. И почему-то не в Уфе, что логично, а практически в соседней области! Проехав при этом мимо своего родного поселка…
К поиску пропавшего уже готова была подключиться «ОЭГ». Поскольку ребята из его компании уже не знали, что еще предпринять, я предложил им свою помощь и обратился в редацию. К счастью, все кончилось хорошо и относительно вовремя. Публикация не понадобилась. Может быть, у части молодежи атрофировано чувство неловкости, а вот нашему поколению оно ведомо. Мне было стыдно побеспокоить столько людей зря.
Кто не устал читать этот бред, потерпите еще немного. Финал близок. Только еще через двое суток, так никому и не сообщивший о себе, четверокурсник Ферапонт Двоепупкин вернулся «с заработков» и попался на глаза одному знающему его человеку на железнодорожном вокзале. Информация побежала «по цепочке». Все смогли облегченно выдохнуть. Финита ля комедия!
Я намеренно не расспрашивал дочь, что они сказали потом своему «герою нашего времени». Не знаю, простила ли его девушка. Как встретила мать. Как он будет объяснять свои прогулы в деканате. Главное – человек жив. И разбираться с последствиями своего поступка ему придется самому. Вот мы и подошли к главному вопросу, на который нужно дать ответ. Что это: инфантилизм? Эгоизм? Безответственность? Социальная незрелость? Почему наши дети, даже достигая совершеннолетия, совершают совершенно нелогичные (правда, это с нашей, родительской, точки зрения), жестокие по отношению к своим близким поступки? Почему не готовы достойно переживать какие-то житейские трудности? Жду ваших мнений, уважаемые читатели.