Этому проекту скоро исполнится 19 лет. В нелегкое постсоветское время в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Башкортостан № 45 от 28 февраля 1992 года было принято решение о строительстве автодорожного тоннеля в створе мостового перехода через реку Уфа. Но воз и ныне там: автодорожный тоннель не построен, проект, похоже, «заморожен», однако официально об окончательной «заморозке» нигде ничего не говорилось. Просто на протяжении всех этих лет то возобновляли стройку, то «замораживали» ее на неопределенный срок.
Как сообщили «ОЭГ» в Государственном комитете Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, деньги на строительство тоннеля все эти годы вплоть до 2011 года не выделялись, но тоннель поддерживался в техническом состоянии. В противном случае в тоннельной трассе началась бы просадка грунта. Из выстроенного участка тоннеля не вывозилась даже техника, необходимая для строительства.
- Дальнейшая судьба тоннеля, – рассказал ведущий специалист отдела федеральных программ, целевых программ, ценообразования, мониторинга и инвестиций Айдар Гареев, - решается сейчас на федеральном уровне. До конца этого года определимся точно: будет продолжено строительство, или оно будет «заморожено».
К слову, в эти дни в Уфе работает московская делегация во главе с первым заместителем председателя правления «Росавтодора» Сергеем Кельбахом. Москвичи заинтересованы в освоении зауральских земель, и как следствие, заинтересованы в строительстве тоннеля, и именно сейчас решаются все вопросы на государственном уровне.
Несколько слов о проекте в целом - это подземно-надземная магистраль, берущая начало в районе улицы Бессонова на развязке с проспектом Салавата Юлаева, пролегающая под парком Лесоводов, и выходящая на 974-метровый мост через Уфимку в сторону четырехполосной десятикилометровой дороги с выездом на федеральную трассу Челябинск – Уфа - Самара. Причем часть дороги планировалось проложить в той части улицы Бессонова, где на данный момент располагается частный сектор. Так что возникает проблема с его расселением. Однако эта проблема не единственная. И не основная.
Еще при создании чертежей автотоннеля основными его задачами были освобождение улиц города, в частности улицы Галле, от фур и «тяжеловесов», еле-еле протискивающихся среди городского транспорта и «легковушек»; фур, портящих асфальт, не предназначенный для многотонного транспорта.
Этот тоннель должен был стать одним из самых глубоких в стране - полтора километра автодороги залегают на глубине до 50 метров, да и по протяженности самым длинным транспортным коридором в России, соединяющим две федеральные трассы М5 и М7.
- Необходимость в тоннеле есть однозначно, – сказал Айдар Гареев. - Да, мосты, развязки дорог, выстроенные за последние годы в столице, облегчили движение, однако этого недостаточно. Тоннель должен стать ключевым звеном транспортного коридора.
Проект долгий, сложный и дорогой. Только на начало строительства, возведение первых штолен тоннеля в 2008 году было потрачено 2,5 миллиарда рублей. На данный момент строительство экспертной комиссией «заморожено» после выполнения трети всех запланированных работ. Общая стоимость проекта, рекомендованного к дальнейшей реализации, по оценкам маркшейдеров составляет девять миллиардов 700 миллионов рублей. Причем, сумма эта не окончательная. Так как проект тоннеля разрабатывался в соответствии со старыми требованиями, которые были актуальны в советские времена. В Европе же из-за ряда аварий, произошедших в аналогичных сооружениях, требования к их возведению пересмотрели и ужесточили: стало уделяться больше внимания системе вентиляции и освещения, путям эвакуации при аварии и системе связи. Да и российские стандарты за эти три десятка лет серьезно изменились. Так что сумма может возрасти до десяти миллиардов.
На данный момент, как сообщил Айдар Гареев, возобновляя строительство тоннеля, республика планирует привлечь к этому процессу частных инвесторов на основе государственно-частного партнерства.
- На условиях софинансирования, - говорит мой собеседник, - с частными инвесторами мы планируем возобновить строительства тоннеля. Необходимую сумму можно собрать, разбив ее на части: например -50 % суммы – это деньги из республиканской казны, 25% - от России, и еще 25% - привлеченные частные инвесторы. Но эта разбивка только как вариант, есть и вариант возложения 100 % затрат на инвесторов, без обращения к казне республики и государства.
Заинтересованность есть и у частных инвесторов, и у республиканской власти. Этот тоннель нужен. К нам обращаются частные лица, готовые «вложиться» в строительство тоннеля, так как в дальнейшем это им будет приносить немалый доход. Я говорю об освоении земель зауфимья.
Но основными все же остаются юридические и финансовые вопросы. Между прочим, как вариант, можно сделать проезд по тоннелю платным, что поможет окупить его хотя бы частично.
Повторюсь, тоннель нужен, так как и транспорта на дорогах стало больше, чем в советские времена, да и строительство метрополитена, похоже, нашему городу не светит. Как пел Юрий Шевчук в песне «Мы из Уфы»:
Лет через сто метро откроют,
А нынче "Rifle" продают…
Даже одно время стали поговаривать не только о «заморозке» проекта, но и о его нецелесообразности и дальнейшем демонтаже. Но демонтаж долгостроя тоже обойдется в копеечку.
- О демонтаже и речи быть не может, - говорит Айдар Гареев. - Так как он обойдется в половину суммы стоимости проекта. А если быть точным, то сейчас на демонтаж потребуется примерно три с половиной миллиарда рублей. У нас нет пути назад. Только вперед.
Также по запросу «ОЭГ» ответ прислал начальник Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан Рамзит Маскулов: «По заказу управления специалисты ООО «Тоннельная ассоциация России» в июне 2008 года провели обследование построенной части тоннеля. На основании обследования было разработано Заключение по продолжению строительства автодорожного тоннеля. Экспертная комиссия, рассмотрев проект по данному объекту, рекомендовала его к дальнейшей реализации.
В связи с изменением требований к проектно-сметной документации требуется ее корректировка».