В конце августа в некоторых образовательных учреждениях Башкортостана учителям, преподавателям и педагогам дополнительного образования заявили, что им необходимо принести справки об отсутствии судимости. Причем сделать это необходимо срочно. Об этом «Общественной электронной газете» стало известно из блога одного из уфимских преподавателей.
Блогер под ником liza_zaynieva пишет: «В конце августа нам в художественной школе раздали заявления и огласили распоряжение сверху о том, что мы все должны лично сходить на Ленина, 7 и получить справку об отсутствии судимости. Причем работает это заведение с 14.00 до 16.00. Естественно, я решила, что забью, еще чего не хватало, чтоб я сама тащилась, не знаю куда, и доказывала, что я не верблюд. Но ситуация получила продолжение. Вчера я пришла в универ, в частности БГПУ, где я работаю аж по совместительству, и узнала, что зарплату я не получу, пока не принесу эту справку. А делают ее месяц. А объявили об этом только сейчас. Очередь стоит из работников образования нехилая у здания МВД. Но все молчат и покорно идут».
Liza_zaynieva даже провела собственное расследование, выясняя, для чего образовательным учреждениям потребовались такие справки: «Изучив вопрос, поняла, что опять идет борьба с ветряными мельницами. Педофилов они в школах вычисляют». И действительно, в последнее время в СМИ периодически появляются сообщения о том, что в том или ином образовательном учреждении работал маньяк или педофил. Вот и решили, видимо, руководители учебных заведений таким образом вычислить бывших зэков.
Задумка, конечно правильная. Но зачем заставлять учителей, особенно тех, которые уже много лет работают с детьми, самим бегать в МВД и собирать справки? Нельзя ли этот процесс провести как-то централизованно? Учителя ведь не против того, чтобы представить эти справки. Но стоять ради этого в длинных очередях, мало приятного…
«Почему бы не делать запрос от учреждения на сотрудников? – задалась вопросом liza_zaynieva. - Или чиновники перетрудятся? Мне было ясно дано понять, что так не положено. Каждый должен сам прийти. Поискав в интернете, что происходит в других городах, увидела, что там сначала была та же ситуация, но возмущенные граждане подняли шум. Так нам тоже надо!»
Прочитав этот пост в «ЖЖ» «ОЭГ» решила выяснить, действительно ли все работающие педагоги должны представить такие справки. В связи с этим мы обратились к начальнику юридического отдела Министерства образования Республики Башкортостан Альфие Галиевой. Она посоветовала нам заглянуть в Трудовой кодекс Российской Федерации. В нем есть специальная глава «Особенности регулирования труда педагогических работников».
Открываем кодекс. Находим статью 331 «Право на занятие педагогической деятельностью». В ней как раз и говорится о том, что «к педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности».
Следует добавить, что эта статья претерпела изменения в конце прошлого года в соответствии с Федеральным законом N387 от 23 декабря 2010 года. Причем именно в той части, в которой говорится о том, кто не может быть допущен к педагогической деятельности.
Получается, что, изучив новые требования, руководители образовательных учреждений и попросили своих работников принести справки об отсутствии судимости. Но неужели учителя самостоятельно должны ходить за этими справками? За разъяснением мы обратились к начальнику кадровой политики Министерства образования республики Зульфие Мукминшиной:
- В некоторых образовательных учреждениях действительно были подобные случаи, когда учителей просили принести справки об отсутствии судимости. Нам даже звонили учителя одной из школ. Скорее всего, такое происходит в тех учебных заведениях, где прошли прокурорские проверки. Справки отсутствуют, вот руководство и обязало педагогов их принести. Но так быть не должно. Учителя не должны сами бегать за этими справками. Самостоятельно приносить такие справки должны учителя, которые только поступают на работу. Педагогов, которые уже работают в образовательных учреждениях, должны проверять по-другому. Видимо, руководство учебных заведений нашли таким образом легкий выход из положения. Такого быть не должно.
Зульфия Мукминшина посоветовала обратиться в те образовательные учреждения, где от педагогов требуют принести справки. Звоним в БГПУ имени Акмуллы, где работает блогер liza_zaynieva. В отделе кадров подтвердили, что от работников университета действительно требуют принести справки об отсутствии судимости. Причем каждый преподаватель должен самостоятельно пойти и получить эту справку.
- Почему нельзя единовременно проверить всех работников на наличие судимости и не гонять их на Ленина, 7?
- Каждый сам лично должен сходить и получить справку.
После того как мы сообщили работникам отдела кадров БГПУ имени Акмуллы о том, что по закону такого быть не должно, что приносить подобные справки обязаны лишь те преподаватели, которых только принимают на работу, трубку передали начальнику отдела кадров.
Комментировать ситуацию по телефону начальник отдела отказалась. Завтра корреспондент «ОЭГ» отправится к ней на прием, чтобы окончательно разобраться в ситуации.