Многие уже наслышаны об «эффекте Кантюковки». Об этом немало было сказано в различных СМИ. А шум поднялся осенью прошлого года, когда специалисты Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан обнаружили неподалеку от Ишимбая рядом с деревней Кантюковка выход нефтепродуктов на поверхность земли. Даже водные объекты вокруг деревни были загрязнены отходами нефтяного производства. И такую воду вынуждены пить постоянно домашние животные.
Специалисты-экологи попытались обнаружить причины загрязнения почв. Но их оказалось слишком много. Выяснилось, что вся так называемая ишимбайская площадка, на которой расположены города Стерлитамак, Салават, Ишимбай, имеют сильное многолетнее загрязнение отходами нефтеперерабатывающих и иных производств.
Впрочем, эта проблема не новая. И о ней известно уже давно. Неподалеку от деревни Кантюковка расположен мемориальный комплекс «Земля Юрматы», где можно увидеть памятники селам и деревням, прекратившим свое существование в середине 60-х годов. Их наберется почти десяток.
В 60-е годы жители этих сел и деревень вынуждены были переселиться из промышленной зоны, где из-за деятельности нефтеперерабатывающих заводов и других предприятий подземные воды стали непригодными для питья, а воздух отравлен выбросами с близлежащего комбината. Непереселенной почему-то оказалась только Кантюковка, где сегодня и проявляется тот самый знаменитый эффект.
Такова краткая предыстория вопроса, который задал министру природопользования и экологии Башкортостана Азату Кутлиахметову во время онлайн-конференции в «Общественной электронной газете» читатель Рустэм:
- Очень много шума вокруг загрязнения подземных пресных вод в районе деревни Кантюковка. Но такое же загрязнение наблюдается на территории нефтеперерабатывающих заводов в Уфе, где нефть непосредственно просачивается в почву и попадает с грунтовыми водами в Белую. Тем не менее никакой реакции от Минэкологии и государственных органов не наблюдается. Как Вы это прокомментируете?
Азат Кутлиахметов ответил на этот вопрос следующим образом:
- Действительно, в районе водозабора Уфимского нефтеперерабатывающего завода происходит периодическое просачивание нефтепродуктов через грунт. Вопрос нам известен. Он находится у нас на контроле. Весной этого года проводилась большая работа совместно с природоохранной прокуратурой республики и инспекторами нашего министерства. Эта работа продолжается.
Редакция «ОЭГ» связалась с заместителем прокурора межрайонной башкирской природоохранной прокуратуры Дамиром Менибаевым и попросила его дополнить информацию по загрязнению нефтепродуктами зоны Уфы и Уфимского района.
- Выход нефтепродуктов наблюдается и в зоне удаленной от нефтеперерабатывающих заводов почти на 25 километров. Так, он наблюдался этой зимой и весной близ санатория-профилактория «Речные зори». Версий о причинах загрязнения пока нет.
В целом же на территории Уфы и Уфимского района повсеместно наблюдается выход нефтепродуктов на поверхность почв. Это связано с тем, что на протяжении многих лет с производственников требовали нефтедобычу, не думая о состоянии окружающей среды. Было большое количество аварий, разливов нефтепродуктов, которые просачивались в почвы и в подземные грунтовые воды. Но эту проблему все же можно решать,- считает Дамир Менибаев. И приводит конкретный пример. Так, предприятие «Новойл»в Уфе регулярно загрязняло нефтепродуктами прилегающие к нему пригородные леса. Загрязнение шло по так называемому Паранькиному ущелью. После вмешательства природоохранной прокуратуры эту проблему стали решать: установили защитную дамбу, которая не дает распространяться нефтепродуктам по лесу. На этом предприятии адекватно относятся к требованиям природоохранной прокуратуры: выделили средства на природоохранные мероприятия, для проектирования очистных сооружений, проводят исследования и мониторинг.
Но есть предприятия, которые открещиваются от своих обязанностей по охране природы и не всегда удается доказать их вину.
- В целом же,- рассказал далее Дамир Менибаев, - мы сейчас изменили тактику работы с предприятиями, которые наносят вред окружающей среде. Мы постепенно уходим от системы штрафов и стараемся прокурорскими предписаниями направить предприятие на принятие конкретных мер по устранению недостатков: построить очистные сооружения, соблюдать технические регламенты и так далее.
По нарушениям природоохранного законодательства в сфере нефтедобычи был задан и еще один вопрос.
Дмитрий поинтересовался, почему буровики в районе сел Рудное и Никольское близ Благовещенска брали воду из водного объекта общего пользования. Не является ли это нарушением закона?
- Этот вопрос находится в ведении Управления «Росприроднадзор» по Республике Башкортостан, - ответил министр. - Сегодня уже буровые установки оттуда уже выведены и демонтированы. А что касается забора воды с ближайшего водоема – это стопроцентно незаконно. Буровики должны были пробурить скважину для забора технической воды для своих нужд.
Как видим, экологических проблем, связанных с добычей и переработкой нефти в республике нашей больше, чем достаточно. Но не всегда те, кто добывает нефть и занимается ее переработкой, думают об экологии, о сохранении окружающей среды. На первом месте пока по-прежнему большие прибыли…