Все новости
Общество
31 Августа 2011, 19:54

Жители Урмана призывают к ответу руководство Минобороны

Три месяца прошло с тех пор, как в поселке Урман начали рваться снаряды. Многие жители Урмана остались без крова, кто-то потерял все. Но Минобороны РФ не спешит компенсировать им ущерб.

Фото автора.
Фото автора.

Мгновенно пролетело лето. Но события конца мая и начала июня по-прежнему свежи в памяти жителей поселка Урман в Башкортостане. Многие из них только-только начали приходить в себя после пережитого стресса. Напомним, что 26 мая на территории военного арсенала, который находится прямо в центре Урмана, начали взрываться снаряды, осколки которых разлетались на значительные расстояния, повреждая дома местных жителей и угрожая их жизни и здоровью. На территории арсенала возник пожар, который перекинулся и на поселок. В самом Урмане пострадали и сгорели многие строения и дома, часть из которых была выжжена дотла. Серьезно пострадало более ста семей. 63 получили уже ключи от новых квартир в Иглино. 50 семей еще остаются в домах, малопригодных для проживания.

Жителям поселка, многие из которых понесли большой материальный ущерб, пришлось дважды в течение одной недели срочно эвакуироваться, срываясь с насиженных мест. 31 мая, ровно три месяца назад, я лично была свидетелем второй эвакуации, когда примерно в четыре часа дня снаряды на военном полигоне вновь начали взрываться, и там возникло несколько очагов пожаров. Я находилась в это время у ворот арсенала и видела, как спешно и молча из части выехали военные, не предупредив ни о чем мирных жителей. Я своими глазами видела, как люди с плачем бежали из поселка, но машины военных не останавливались, проезжая мимо и не предлагая помощь в эвакуации ни взрослым, ни детям.

С тех страшных дней прошло уже более трех месяцев, но до сих пор никто из руководства Минобороны страны даже не подумал принести какие-либо извинения мирным жителям Урмана, не говоря уже о компенсациях за нанесенный ущерб, которые до сих пор не выплачены военными.

Это более всего возмущает жителей Урмана, собравшихся 31 августа в выездном комплексе приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан, расположившейся в специально оборудованном автобусе «Нефаз», где шло консультирование граждан по различным юридическим вопросам в связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией.

Прием вела исполняющая обязанности помощника прокурора республики по приему граждан Римма Исламова. Вместе с ней работали адвокаты из коллегии адвокатов Республики Башкортостан и целая бригада других юристов.

Чуть раньше, 25 августа, в рамках работы мобильной приемной Президента РФ в Урман выезжал помощник полпреда Президента России по Приволжскому федеральному округу Михаил Косой. С различными вопросами к нему обратилось 11 жителей Урмана.

И 31 августа вопросы повторялись. Ведь проблемы остались те же, и решаются они достаточно долго и сложно.

В основном они касаются возмещения материального ущерба, выплаты компенсаций, ремонта поврежденных жилых зданий и частных домов, решения трудовых споров, связанных с ликвидацией военной части с 1 сентября этого года.

Как правило, юристы советовали гражданам добиваться своих прав через суд.

Владимира Алясова, проживающего по улице Центральной, 13-29, это сильно возмутило.

- Почему мы должны обращаться в суд, если есть постановление Правительства Российской Федерации за № 750, согласно которому гражданам должны компенсировать ущерб, нанесенный в случае возникновения чрезвычайных ситуаций? Я, онкобольной, вынужден был бежать девять километров, спасаясь от осколков снарядов, которые представляли смертельную угрозу моей жизни, и теперь должен ходить по судам, платить свои деньги, тратить свои нервы, чтобы что-то доказать.

Министерство обороны сэкономило на утилизации снарядов благодаря ЧС миллиарды рублей, но ни копейки компенсации от военных нам, мирным жителям, еще не выплачено.

Действительно, 13 октября 2008 года было принято постановление «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Непонятно, зачем пострадавшим от ЧС в Урмане обращаться в суд, если есть такое постановление?

- Да, мы никаких взрывов не заказывали ни в устном, ни в письменном виде, - присоединилась к Владимиру Алясову еще одна жительница Урмана. И ремонт в домах по улице Центральной, которые находятся на балансе военной части, делали сами. Сами устанавливали межкомнатные двери, которые сейчас повреждены, и пока никто их нам не поменял. В наших домах не было ни разу капитального ремонта за все время их существования. За что мы только такие деньги платим! Пусть военные проведут перерасчет и вернут нам то, за что мы платить не должны!

А какой стресс нам пришлось пережить! Сколько бессонных ночей! После второй эвакуации «неотложка» за «неотложкой» приезжала к жителям Урмана.

Претензий у жителей Урмана к властям пока много. Рядом с детским садиком, где расположилась выездная приемная, образовался стихийный митинг. Люди кричали наперебой. О том, что акты обследования домов и квартир им не показывают. О том, что ремонт и восстановление жилья ведется медленно. О том, что из материальной компенсации жители Урмана получили всего по пять тысяч рублей на семью, хотя ущерб от взрывов есть практически в каждой квартире, в каждом доме. У кого-то телевизор вышел из строя, у кого-то холодильник. Стекла в домах повылетали практически у всех. Правда, эта проблема уже закрыта. Стекла вставлены во всех домах. Но остались многие другие проблемы. У кого-то дом от взрывов треснул. У кого-то крыша изрешечена осколками снарядов, у кого-то гараж или сарай, или баня разрушились. А на носу дождливая осень и суровая зима.

Есть, конечно, и еще более тяжелые ситуации. У семьи Самосюков, например, сгорело в одночасье два дома, которые находились по улице Пушкина, 3 и 3а. Глава семейства Владимир Самосюк потерял все, что наживал всю жизнь: у него сгорел дом, все подсобные строения, машина, пасека, лесопилка, деревообрабатывающие станки, 50 кубометров досок. Сгорели даже теленок и собака. Владимиру Тимофеевичу с семьей удалось выехать из-под артобстрела и убежать от огня на старом тракторишке. Он успел взять с собой лишь документы. Сгорел и дом его сына Сергея, инвалида-колясочника, который стоял по соседству на одной усадьбе с отцовским жильем. Сергею вместе с его сыном дали однокомнатную квартиру во вновь построенном доме в Иглино, но жить он в ней не может, так как дом не оборудован пандусами, а межкомнатные двери в квартире такие узкие, что инвалидная коляска в них не проходит. Именно с этой проблемой он и обратился к помощнику прокурора. Ему нужен дом, такой же просторный и удобный для жизни, какой он потерял.

Римма Исламова посоветовала и Сергею и его отцу обратиться в суд и к экспертам для определения размера ущерба.

Но глава администрации Иглинского района Рафик Мусин, который присутствовал здесь же, заверил корреспондента «ОЭГ», что в суд Сергею обращаться не нужно и его проблему можно решить силами района. Есть уже договоренности о строительстве дома для Сергея рядом с новым коттеджем, в который вселились родители Сергея. Поживем-увидим, так ли это…

Как бы то ни было, выезд мобильной приемной Президента России в Урман еще раз показал, что у пострадавших жителей села недостаточно четкой информации по очень многим вопросам. Отсюда возникает и проблема недоверия к местным властям, которые делают все, что в их силах, и все, что можно сделать в данной тяжелой ситуации, но довольно медленно, и мало информируют о своих действиях жителей Урмана.

Есть, конечно, и объективные причины медлительности. К примеру, пока дома по улице Центральной передаются с баланса военного ведомства в муниципальную собственность, власти района не могут приступить к ремонту внутри помещений. Проблема и в том, что с ликвидацией военной части в Урмане с 1 сентября ликвидируется и пожарная часть.

А самое главное - жители требуют ответа на вопрос: кто же виноват в этой трагедии, и кто понесет ответственность за это? Перспектива долгие годы ходить по судам, добиваясь справедливости и ответа от Министерства обороны России, никого не радует. Тем более что есть неутешительный пример жителей Ульяновской области, которые вот уже два года судятся с Минобороны по тому же поводу, и хотя суд принял решение в их пользу, компенсацию от военных они так до сих пор и не получили.

Автор:Гафурова Светлана
Читайте нас: