Я отчетливо помню этот день,19 августа 1991 года. Накануне своего дня рождения бегала по магазинам, пыталась найти хоть что-нибудь съестное, чтобы назавтра накрыть стол и пригласить друзей и подруг. В магазинах было шаром покати: на пустых полках стояли трехлитровые стеклянные банки советского производства с березовым соком и томатной пастой.
День рождения свой я все-таки как-то отпраздновала под звуки «Лебединого озера» из телевизора: весь день по центральным каналам транслировали этот балет. А потом в спецвыпусках новостей стали передавать пресс-конференцию и замелькала аббревиатура - ГКЧП - Государственный комитет по чрезвычайному положению.
Тогда трудно было понять, что происходит. Члены ГКЧП что-то говорили: об угрозе, нависшей над родиной, о том, что президент СССР Михаил Горбачев тяжело болен и функции управления страной берет на себя Государственный комитет. Помню, как у председателя ГКЧП и вице-президента СССР Геннадия Янаева, который должен был взять на себя роль главы государства, заметно тряслись руки, когда он озвучивал программу Комитета.
А потом показали по телевидению толпы народа перед Белым домом. Ельцина на бронетранспортере и троих парней, которые погибли, как тогда говорили, «защищая демократические преобразования в стране».
Помню и свои ощущения: ГКЧП тогда воспринималось как нечто отрицательное, ретроградное, мешающее движению страны вперед. А единый порыв народа, пришедшего на площадь, как нечто героическое и спасительное для страны.
Путч длился три дня и три ночи и закончился арестом членов ГКЧП и заключением их в тюрьму. На народной волне к власти пришел Борис Ельцин, первый секретарь московского горкома КПСС, который стал первым Президентом России.
Но потом мне стало не до политики. Как раз в эти дни у меня родился сын. И ему сейчас исполняется 20 лет. Ровно столько же, сколько прошло со времен путча. И именно для него и для таких же 20-летних я попыталась с позиций времени понять, отчего же страну «путчило» тогда. И кто был на самом деле героем, а кто ренегатом и предателем интересов народа?
Восстановить хронологию событий и фактов мне помогла телевизионная передача «Исторический процесс» с ведущими Николаем Сванидзе и Сергеем Кургиняном. Эта передача, прошедшая накануне, была интересна тем, что в ней высказывались разные точки зрения на одно и то же событие, давалась разная оценка действий одних и тех же людей.
Участвовали в передаче и оставшиеся в живых члены того самого ГКЧП, которые впоследствии в 1994 году были амнистированы еще до суда.
Итак, 17 марта 1991 года народ на референдуме проголосовал за сохранение страны с названием СССР. Но страна явно уже катилась в экономическую пропасть (о чем свидетельствовали пустые полки магазинов). И с этим надо было что-то делать. Горбачев попытался реформировать КПСС - Коммунистическую партию Советского Союза, но его сильно прижали «партай геноссе», которые не хотели своего отлучения от «номенклатурного корыта». И тогда он первым высказал мысль о введении чрезвычайного положения в стране. В ходе так называемого «новоогаревского процесса» было принято решение создать новое государство ССГ - Союз Суверенных Государств. Сейчас мы имеем СНГ - Союз Независимых Государств. Но его образование случилось позже. При Ельцине. А на 20 августа 1991 года было запланировано подписание Договора «О Союзе Суверенных Государств». Собственно говоря, участники ГКЧП и выступили против этого Соглашения, пытаясь остановить развал государства и сохранить великую и могучую державу, как это пытался сделать когда-то и генерал Корнилов, поднимая свой мятеж против большевиков. Именно такая историческая аналогия была проведена на телепередаче.
Мнения о роли ГКЧП в историческом процессе у участников передачи разделились на диаметрально противоположные.
Одни, и это была группа поддержки Николая Сванидзе, в которую входил и директор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, считают гэкачепистов преступниками, которые нелегитимным путем попытались совершить государственный переворот в стране и отлучить от власти президента. Члены другой группы, в которую входили и сами члены ГКЧП, и позицию которой озвучивал Сергей Кургинян, высказывали точку зрения о том, что гэкачеписты - это последние герои страны, которые попытались остановить развал страны, спровоцированный американским капиталом, но действовали при этом нерешительно, неумело и непоследовательно. И в этом была их главная ошибка.
- Надо было идти до конца и действовать радикально, - кричал Сергей Кургинян. - Тогда, может быть, не было бы в нашей стране этих позорных 20 лет, которые привели к люмпенизации и обнищанию народа, к небывалому расслоению общества, к массовой гибели людей, к потере сильной армии и так далее, и тому подобное.
Убедительно прозвучали аргументы этой стороны о том, кому же все это было крайне выгодно и необходимо. Приводились цитаты из выступлений Госсекретаря США Генри Киссинджера, Президента США Джорджа Буша и других крупных политических деятелей Америки, которые прямо и откровенно говорили о том, что им крайне выгодно и необходимо разорвать великую страну на куски, а народ ее ввергнуть в нищету, «чтобы никто и головы поднять не смел». На эти цели Америка потратила около 40 миллиардов долларов.
Как мы видим сейчас - цель была достигнута! Повергнуто в прах промышленное производство. Из общества исчезли такие крупные социальные слои населения, как рабочий класс и колхозное крестьянство. По информации члена ГКЧП Василия Стародубцева за эти годы численность крестьян в стране сократилась с восьми миллионов до одного. Стерты с лица земли тысячи деревень. Выведены из оборота более 300 тысяч гектаров пахотных земель. Они заросли бурьяном. Развалена армия. В стране сегодня свирепствуют коррупция, наркомания, воровство.
Николай Сванидзе не соглашался с такой точкой зрения и утверждал, что члены ГКЧП защищали лишь свои собственные номенклатурные интересы, тормозили развитие страны, пытаясь пресечь гласность и перестройку, и предали Горбачева, который дал им все, отрубив его в дни путча от всех каналов связи и заперев в Форосе.
Народ голосовал и за ту, и за другую точку зрения. И победила в этом голосовании точка зрения Сергея Кургиняна и ГКЧП. Эта группа набрала 87 процентов народных голосов. Сторонники «демшизы», как иногда их называют, набрали всего лишь 13 процентов голосов. Итоги голосования красноречиво говорят сами за себя.
Кстати, в эти дни по телевидению идет много передач о путче. Раскрываются новые детали и подробности. Озвучиваются различные точки зрения. И в одной из передач мама погибшего тогда на площади парня, одного из троих, откровенно сказала:
- Сейчас, зная, что произошло со страной, спустя 20 лет после тех событий, я бы ни за что не отпустила сына на баррикады.
Что ж, значит, та кровь была пролита напрасно и нас опять обманули?
Как бы то ни было, нам надо хорошо знать свое прошлое, чтобы попытаться избежать ошибок в будущем!