Мы часто слышим, что раньше было жить лучше, раньше люди были добрее, сахар слаще, а мука белее. В какой-то степени такая «езда в карете прошлого» раздражает: не все так плохо в современной России, но в какой-то степени подобные суждения верны. Еще как верны! Да, на самом деле раньше люди были добрее, точнее, добрых людей, готовых прийти на помощь, таких, кому не чуждо чувство сострадания, было больше. Спросите – «А когда это раньше? И не нытье ли это по советскому периоду истории?» Отвечу – отнюдь. Раньше – это вековая история Руси, о которой человек может судить хотя бы по книгам, по семейным хроникам; а большинство наших современников были рождены в СССР, и поэтому им проще судить о том периоде истории, которой ими был пережит. Последнее десятилетие ХХ века и первое ХХI продиктовали правило, точно высказанное Алистером Кроули в одной из его книг: «Каждый сам за себя, и пусть Дьявол заберет слабейшего, и пусть он сдохнет, как крыса!» Жестоко? Однако и такой подход к жизни есть в современности. Безусловно, всех грести под одну гребенку нельзя ни в коем случае, есть отзывчивые, добрые люди, готовые помочь страждущему, но есть и такие, кто по жизни сам за себя. Можно ли их осуждать? Думается, все же нет. Так как справедливо то, что если хочется жить хорошо, то нужно для этого что-то делать, а не просить постоянной помощи со стороны власти, общества и так далее.
«Жизнь прожить - не поле перейти», - гласит поговорка. В жизни бывает всякое. И бывает, что, казалось бы, жил-жил человек, накопил добро, купил квартиру, а тут на тебе – пожар! Как это получилось с жителями Урмана, например. И остались простые люди у разбитого корыта. Да, у богатых, состоятельных людей есть «загашники» и немалые, которые в случае ЧС помогут. А какие резервные деньги могут быть у, скажем, работника бюджетной сферы? Небольшие, такие, на которые в одночасье, в случае беды, нового жилья не купишь. Тут и приходится просить помощи со стороны. У людей, государства… У спонсоров и меценатов. А есть ли они? И готовы ли помочь нуждающимся не только власть имущие, но и общество?
Как ни странно, самыми отзывчивыми бывает не элита, не олигархи, а простые люди, бюджетники, пенсионеры…Те, кому, возможно, проблемы ближе и понятнее. Почему это так? Почему элита в большинстве своем не желает делиться с нуждающимися? Да и обязана ли она это делать? Ведь, согласитесь, то, что принадлежит богатому человеку, принадлежит ему и его семье. Почему он должен отдавать что-то незнакомому человеку с улицы, протягивающему руку с прошением помощи? Конечно же, не все одинаковые. И наблюдение из жизни: тот, кто заработал себе состояние своим трудом, относится к людям с большим пониманием, чем тот, кому все блага достались «на халяву». Так ли это?
- Если говорить об элите общества, - отвечает на вопрос психолог Евгения Матвеева, - то с большим желанием деньги на благотворительные цели отдают те, кому деньги легко дались, возможно, и нелегальным, бесчестным путем. Как легко пришли, так легко он от них и отказался. Это связано с тем, что таким образом на подсознательном уровне человек «очищается», пытается «оправдаться» перед обществом. Но тут есть и еще такой момент: они редко занимаются благотворительностью, спонсорством и меценатством. Потому что они материалисты. И вкладываться будут только в то, что видят и могут «пощупать». Нечто абстрактное им неинтересно и помогать чьей-то беде они не будут до тех пор, пока подобное не коснется их самих.
- Евгения Николаевна, как привлечь олигархов, да и просто состоятельных людей к благотворительности?
- Давайте говорить так: богатый человек – это субъект, благотворительность – объект. Их взаимодействие возможно только трех видов. Первый – состояние души. Когда человеку прививается с детства доброе отношение к людям, желание помогать другим. Как психолог я это представляю формулой «Я должен». Второй – это порыв души. Когда состоятельный человек под влиянием обстоятельств готов помочь нуждающимся. Сиюминутное, возможно, однократное проявление чувств. Формула – «Я хочу помочь сейчас». Ну и третье - внешняя, формальная благотворительность, основанная на саморекламе. То есть богатый человек помогает кому-то ради того, чтобы с этого что-то поиметь - рекламу, деньги… Это можно обозначить формулой « Я помогу ему ради самого себя». Первые два связаны с духовной стороной, третий вид – с материальной. И привлечь состоятельного человека к благотворительности можно, исходя из того, к какому из этих видов он относится. Это индивидуально.
Благотворительность. Вдумайтесь в это слово. Благо творить… В конце ХХ тысячелетия, с распадом Советского Союза, общество России попало в трудное положение. Приходилось выживать. В прямом смысле этого слова. И тот, кто успел тогда «хапнуть», выплыл, занял положение в обществе, пробился в жизнь, сколотил капитал. Кто оказался менее расторопным, остался не у дел. Можно долго говорить о периоде постраспада СССР, но не стоит этого делать, и так все прекрасно помнят это время. Стоит, пожалуй, упомянуть о том, что, возможно, из-за гонки и попыток прокормить себя, свою семью, многие люди, перестали замечать кого бы то ни было вокруг. Стали злее, жестче. Уровень отзывчивости снизился… А какой благотворительности можно было говорить? Тогда и не говорили. Тогда понятия «меценат», «благотворитель» стали забываться обществом. Неужели это были первые шаги к обществу, которое хотел видеть Фридрих Ницше? Общество сильнейших. Общество, в котором нет места слабому, нуждающемуся? Евгеника, одним словом.
- В те жесточайшие времена для истории нашего государства, - говорит референт управляющего Уфимской епархией, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, архимандрит Игнатий, - было утрачено понятие «добра и зла». Безудержный материализм захлестнул общество; его плоды мы пожинаем и по сей день. Безусловно, в обществе есть добрые люди, их немало, однако они нуждаются в поддержке со стороны государства. Необходимо развивать спонсорство, меценатство…
Шли годы. Первое десятилетие XXI века немного остудило людей; жизнь, стала, кажется, «устаканиваться», люди, так или иначе, стали, образно выражаясь, больше осознавать себя людьми, коим не чужда жалость, доброта, желание помочь. В последние годы в Уфе институт благотворительности развивается и людей, готовых делиться с теми, у кого беда, становится больше. Да, хотелось бы сразу оговориться, что жалость у людей все-таки возникает, но только к тем, кто поистине в ней нуждается, к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию. А те, кто без работы, те, кто просит помощи со стороны постоянно, находясь на паперти, вызывают только отвращение у львиной доли россиян. Повторюсь, бывает в жизни всякое – попал человек нормальный в беду, так почему бы ему и не помочь? И помогают. А попал в беду алкоголик, так нет же, зачем ему помогать? Зачем пытаться вытащить из «дерьма» того, кто сам по-настоящему не хочет из него выбираться? И эта позиция верна! Хотя даже таких «асоциалов» определенные организации пытаются вернуть к нормальной жизни, дать им еду, одежду, временный кров, работу. Так поступает, например иерей Андрей Зуев, руководитель епархиального отдела по благотворительности и социальному служению:
- Наша организация ежедневно в обеденное время устраивает выездную кухню для нуждающихся. Посетителей не так много – от семи до пятнадцати человек ежедневно. Но они есть, они приходят постоянно. И их возраст нестабилен, среди них есть и подростки, и пожилые люди.
Дело в том, что они тоже люди, пусть и униженные, на дне жизни, но они люди, и это для нас главное!
- Отец Андрей, как дело обстоит с благотворительностью и меценатством на данное время, на ваш взгляд?
- В последнее время стали появляться те, кто может, а главное, хочет помогать нуждающимся. Но они не всегда уверены в том, что деньги, перечисленные, пожертвованные ими, пойдут в нужное русло, а не куда-то «налево». Отсутствие поддержки спонсоров со стороны государства тоже немаловажный фактор. Бывает, человек хочет помочь, но не видит стимула; так уж устроено общество XXI века, что человеку для того, чтобы он сделал доброе, благое дело, нужен «бонус», отдача. Например, со стороны власти, в виде снижения налогов. Этого нет. И, к сожалению, закон, наоборот, пытается часть денег с пожертвований «загрести себе», обложить налогом и так далее.
Хотя, со слов Андрея Зуева, от этого законодательные власти стали в последнее время отказываться. Казна государства не в состоянии помочь всем нуждающимся; нужно внесение денег со стороны. И этой «стороной» могли бы стать олигархи и состоятельные люди России. Что для их привлечения в благотворительность нужно сделать? Вопрос сложный.
Отец Андрей предлагает снижать налогообложение меценатам и благотворителям, устанавливать им льготы, поднимать престиж меценатства как явления. Конечно же, еще во времена царские, в советское время к меценатам было уважение в обществе; быть меценатом было престижно и, у людей не возникало негативного чувства по отношению к ним. А сейчас спонсора иногда рассматривают как кошелек, от которого можно получить деньги, и при этом еще и нажиться, обложить налогом и после сказать вместо слов благодарности нечто вроде: «Ну и что? У него денег куры не клюют! Пускай делится…» После такого отношения возникнет ли у кого-то желание помогать? Вряд ли.
Но не все так плохо. Несмотря на то, что общество озлоблено, в нем все же остаются люди, готовые отдать чуть ли не последнее нуждающимся. Их мало, но они есть. Это подтверждает руководитель епархиального миссионерского отдела Вадим Розенфельд:
- Знаете, люди отвыкли от того, что им помогут в случае беды. Привыкли к тому, что каждый сам за себя. И когда представители организации, которую я возглавляю, отправились в Урман с помощью, ее принимали, стыдясь своего положения. И, что трогало до глубины души, они, забирая продукты, одежду, лили слезы благодарности. Люди не верили в то, что все это безвозмездно, от души, что о них думают, приехали им помочь. Причем, знаете, кто приносил пожертвования? Простые люди. Мы работаем не с олигархами, не с «толстосумами». Да, после трагедии в Урмане мы сразу же обращались в организации, банки, фирмы… Получали отказ… А был трогательный случай: пришла женщина и с порога спросила - кому ей можно отдать свою пенсию! Представляете - пенсионерка! А почему на ее месте не было, скажем, владельца какого-нибудь крупного ресторана? Жадность заела!? Обидно за общество… Да, благотворительность в последние годы развивается, но, к сожалению, в небогатых слоях общества.