После трагедии на теплоходе «Булгария», произошедшей в Татарстане 10 июля, по указанию Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Азамата Илимбетова, в нашем регионе началась внеплановая проверка технического состояния водного транспорта, наличия на нем спасательных жилетов, нормативных документов, разрешающих перевозки людей, организации безопасности в непредвиденных ситуациях. По предварительным данным этих проверок, существенных нарушений не обнаружено.
На сегодняшний день, по словам главного государственного инспектора по маломерным судам Башкортостана Сергея Карася, на учете ОАО «Башкирское речное пароходство» состоит 18 654 единицы водного транспорта, каждое судно – в зоне внимания и проходит жесткую проверку.
- В эту цифру входят сухогрузные, пассажирские, самоходные суда, - говорит Сергей Карась о маломерных судах. - В прошлом году на воду было поставлено две тысячи судов, в этом - около 1300. Это обновленные суда. Флот Башкортостана время от времени обновляется, однако есть у нас на счету и довольно-таки старые суда: десять единиц маломерного флота 50-х годов (моторные лодки типа «Казанка», «Прогресс», «Воронеж»), 229 – 60-го года выпуска, 1548 единиц - 70-79 годов. Они все стары, но на ходу. Мы отслеживаем состояние всех судов, проверяем их состояние до навигации; те, что нуждаются в ремонте, ремонтируем и на воду до тех пор, пока судно не пройдет всю проверку, не выпускаем.
Его слова подтверждает и заместитель генерального директора ОАО «Башкирское речное пароходство» Виктор Коняев:
- Что касается пассажирского флота, сейчас мы эксплуатируем девять теплоходов, которые осуществляют туристические перевозки людей по рекам Кама, Волга, Белая. Все они в хорошем состоянии. Прошли проверку в портах Казани, Саратова, Уфы, Москвы. К сожалению, закупать новую технику у нас нет финансовой возможности, но контроль за состоянием, ремонт, поддержание судна на плаву – это наши задачи, которые мы стараемся выполнять в полном объеме.
- Виктор Алексеевич, какие классификации у судов по Российскому речному регистру существуют? Какие факторы влияют на безопасность судна? О каких судах можно сказать точно, что они безопасны?
- Все суда можно разделить на четыре разряда: «М», «О», «Р», «Л». «М» рассчитаны для плавания на больших глубинах, при волне в три метра. Эти суда наиболее прочные. Таких судов, да и глубин, приближенных к морским, у нас в Башкирии нет. Единственные глубокие места, имеющиеся в республике – это Нугушское водохранилище, глубиной 30 метров, и озеро Аслыкуль. К «О» относятся судна для плавания по озерам. Рассчитаны они на волны до двух метров, они также прочные. Класс «Р» рассчитан для плавания при волне высотой 1, 2 метра и длиной 12, 5 метра. Условия плавания речные, как правило, это магистральные реки и большие притоки. Таких судов в БРП большинство. Ну и «Л» - это легкие суда, способные плавать на водах с малыми волнами и при незначительном ветровом волнении. Таких судов в Башкирии тоже много. Нужно еще сказать о том, что есть гребные суда. Они самые опасные, так как не защищены фактически ничем. Да и выходить на воду на них можно только в хорошую, безветренную погода. Моторных судов – катеров, маленьких моторных лодок, наподобие «Прогресса», «Оби», в республике много. Они должны быть укомплектованы спасательными жилетами, кругами, якорем.
В добавление хотелось бы пару слов сказать о скоростных механизмах, которые стали появляться на реках Башкортостана – это водные мотоциклы. Для работников БРП и спасателей – это, буквально говоря, головная боль. Самая опасная, наравне с гребными судами, водная техника, популярность которой в последнее время набирает обороты. Мотоциклы развивают скорость до 100 километров в час. Ранее мы не отвечали за них и не вели контроль над ними на воде. Но с недавнего времени государство причислило водные мотоциклы к маломерным судам. Так что, в случае чего, именно с нас и спросят… Вообще опасным может быть любое транспортное средство. Все зависит от своевременной диагностики поломок, от ремонта, от условий содержания судна в ненавигационный период. Так вот, в Башкортостане с этим проблем ярких и серьезных нет. И если и есть какие-то недочеты, мы стараемся их устранять вовремя.
За последние годы серьезных катастроф на воде, унесших жизни многих людей, в республике не было. По воспоминаниям Сергея Карася, за прошедшие два-три года на реках Башкортостана имели место незначительные столкновения маломерных судов друг с другом, с берегом, с летальным исходом было только три эпизода. Спасатели работают качественно, оперативно.
Кстати, о них. Как сообщил журналистам руководитель Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России Вячеслав Климец, из Башкортостана в Татарстан на ликвидацию ЧС были направлены 18 водолазов, чья работа вызывает несомненное уважение к их нелегкому труду.
- В нашем отряде работают 70 спасателей, аттестованных на работы любой сложности, - говорит Вячеслав Климец, - из них семь человек имеют высшую квалификацию, 35 человек – первого класса. Все ребята имеют по шесть-восемь специальностей. Так вот, первая партия водолазов была направлена в Татарстан в день катастрофы. Вторая партия из девяти человек прибыла чуть позднее. Однако всем им пришлось несладко. Работа была осложнена плохой видимостью и тем, что ориентироваться в «Булгарии» было нелегко из-за деформации судна.
Несмотря на эти сложности, водолазы нашей республики вытащили на берег около 30 тел погибших. Со слов Вячеслава Владимировича, водолазы не вели точного подсчета; просто выполняли свою работу.