Люди порой безрассудны по отношению к природе. Особенно горожане безразличны к природным богатствам, так как за годы советской власти привыкли к тому, что вода из крана льётся бесплатно, за электричество и газ надо платить копейки, а наиболее шустрые могут заставить счётчик крутиться в обратную сторону (за счёт остальных жильцов, ведь из ничего не возникает что-то, кто-то всё же должен оплатить). Но так было не всегда. Достаточно напомнить, что первый водопровод в Уфе появился лишь в 1901 году. Поэтому в дореволюционной России потребление воды на душу населения составляло всего лишь восемь литров.
Любой крестьянин скажет, что это нормально. Но в настоящее время в городе потребляется, наверное, уже за сотню литров на человека. Хорошо это или плохо? Вроде бы хорошо, цивилизация. Но в том же Западе, так часто упоминаемом нашими политиками, люди бережно относятся к воде. Например, при мойке посуды они пользуются пробками, закрывающими сливное отверстие раковины.
Уфа ещё в позапрошлом веке не имела асфальтового покрытия дорог. К 1861 году длина шоссированных (не асфальтированных) улиц достигала всего лишь 14 вёрст. А сейчас улицы и дворы асфальтированы практически повсеместно. Благо? Да, благо. Но к чему оно может привести? Особенно если при ливнях канализация не справляется с потоком воды. Водяные потоки ищут лазейки и находят их, вырвавшись с асфальта на земляную поверхность. Здесь я напомню, что Уфа стоит на известняках. Это означает, что потоки воды, вымывая известь глубоко под землёй, могут создать гигантские пустоты, куда смогут со временем провалиться какие-либо строения.
Эта угроза реальна и для посёлка Чесноковка Кировского района и примыкающей к нему нагорной части села Чесноковка Уфимского района. Здесь веками дождевая влага равномерно впитывалась в пологий склон горы. Но сейчас здесь построили просторные коттеджи, великолепные асфальтированные дороги. И дождевые воды, соединяясь с обширных площадей крыш и асфальтированных поверхностей в узкие потоки, несутся по этим дорогам, натыкаясь на поворотах на строения, выносятся на неасфальтированные участки и скрываются под землей. Мало того, многие жители любовно и обильно ежедневно поливают свои цветники и газоны. То есть на определённых площадях имеется большое количество влаги. А природа не терпит резких изменений. На это она также может резко ответить.
Хочу напомнить, что в лесу на Чесноковской горе есть около десятка естественных провалов глубиной в десятки метров. Одно из них (далеко не самое крупное), находится на опушке леса рядом с водонапорной системой. Именно его отдельные горожане стали использовать как несанкционированную свалку. Великолепное соседство, свалка и водонапорная система. Придумать такое не смогли бы ни в одной цивилизованной стране. Власти пытаются закрыть её, но сколько надо средств, ведь яма довольно глубока и широка!
Садоводы, в свою очередь, денно и нощно пытаются обильно орошать водой участки на южном склоне несчастной горы. Дополивались до того, что, несмотря на обилие нынешних дождей, речушка Кузяк не может восстановиться после прошлогодней засухи. Она постепенно превращается в цепь мелких озёр. Там, где в прошлом веке с трудом проезжала телега по мокрой грязи, теперь вьётся пыль из-под колёс машин, которые могут проехать по былому болоту тут же после прошедшего дождя.
Прав я или нет, пусть ответят учёные. Я лишь высказал свою точку зрения. А Чесноковскую гору я знаю хорошо, так как мой отец был там лесником, а я замещал его во время отпуска (как лесник соседнего обхода), а позже и контролировал (когда пополз наверх по карьерной лесенке).