В процессе обработки полей гербицидами здоровью человека и живой природе был нанесен громадный ущерб. Об этом многие знают или хотя бы что-то слышали. Но, несмотря ни на что, гербициды продолжают использоваться во всем мире. Таким образом, вред, который наносится человеку и живой природе, только увеличивается. С таким заявлением в «Общественную электронную газету» обратились уже известный нашим читателям заведующий кафедрой земледелия и почвоведения БГАУ, доктор биологических наук, профессор Ильгиз Хабиров и старший научный сотрудник Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН, кандидат биологических наук Шамиль Гилязетдинов. Ученые много лет изучали эту проблему, и сегодня им есть, чем поделиться с читателями.
- В сельском хозяйстве гербициды используют с целью уничтожения сорных растений, - рассказывает Ильгиз Хабиров. – Раньше, до начала 60-х годов прошлого века, поля пропалывали вручную. Из-за нехватки рабочей силы в период каникул к этой работе привлекали как сельских, так и городских школьников. Однако в дальнейшем от труда школьников отказались. Да и из деревень молодежь разъехалась по городам. В итоге полоть сорняки на полях вручную стало некому. Вот по этой причине и стали использоваться гербициды. В настоящее время многие хозяйства выращивают технические культуры, в частности сахарную свеклу, без применения ручной прополки. Работники опрыскивают посевы гербицидами по три-четыре раза за сезон.
Однако гербициды нужно применять очень грамотно, - предупреждает профессор. – Например, сейчас в Башкортостане гербицидами ежегодно обрабатывается до 1,5 миллиона гектаров посевов сельскохозяйственных культур. Однако следует учитывать, что многие гербициды в целом опасны для здоровья человека, животных, птиц и насекомых, а также наносят существенный ущерб лесопосадкам и некоторым другим растениям на смежных полях. Сегодня на один гектар посевов в развитых странах вносится до 15-35 килограммов гербицидов, а в России - около двух-трех килограммов. Однако при неграмотном использовании даже этой массы достаточно для того, чтобы нанести ущерб живой природе и человеку.
По словам Ильгиза Хабирова, основная опасность заключается в способах опрыскивания полей гербицидами:
- Созданные в мире и в нашей стране опрыскиватели делятся на несколько групп в зависимости от объема водного раствора или суспензии, вносимой на один гектар посевов. Бывают ультрамалообъемные опрыскиватели (УМО) с дозой до пяти-десяти литров на гектар, малообъемные (МО) - 10-75 литров на гектар, и объемные - 200-400 литров на гектар. Соответственно различается и величина капель при внесении гербицидов на поля. Так, в УМО-опрыскивателях капли очень мелкие, а в объемных – более крупные.
Профессор отметил также, что в европейских странах из-за небольших размеров полей предпочитают использовать только крупнокапельную технику. Соответственно ветер разносит эти капли на небольшое расстояние. При этом европейцы используют и дополнительные приспособления против сноса капель ветром. А в России, США и ряде других стран, где имеются обширные сельскохозяйственные угодья, предпочитают использовать УМО и МО-опрыскиватели с малым расходом воды на один гектар и мелкодисперсными каплями в гербицидных растворах. Однако это чревато тем, что ветер разносит мелкие капли на большие расстояния.
- В последнее время мне часто приходится слышать жалобы от сельских жителей на то, что в процессе обработки полей гербициды разлетаются во все стороны, в том числе долетают до населенных пунктов, и соответственно попадают на растения в частных садах и огородах, - рассказывает профессор. - Однако согласно существующим санитарным правилам и нормативам СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», защитная зона между населенным пунктом и границей обрабатываемых участков наземной аппаратурой должна быть не менее 300 метров при скорости ветра ниже трех-четырех метров в секунду. При неблагоприятной «розе ветров» защитная зона может быть значительно увеличена – до 1,5 километра в условиях сверхнормативной ветряной погоды.
Также Ильгиз Хабиров обратил внимание на то, что в списке пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации в 2010 году, нет препаратов, которые бы можно было распылять малообъемными опрыскивателями.
- Опрыскивание посевов надо производить рабочим раствором из расчета 100-400 литров на гектар, - считает профессор. - А то некоторые «умные головы», гоняясь за рублем, забыли о живой природе и населении, нарушают все требования техники безопасности. Такие руководители должны понести строгое наказание. Не должны оставаться в стороне и контролирующие организации. Нужно запретить распылять гербициды ультрамалообъемными и малообъемными опрыскивателями. Только в этом случае можно добиться положительного результата.
Чтобы узнать, действительно ли в республике допускаются нарушения при работе с гербицидами, «Общественная электронная газета» связалась с Министерством природопользования и экологии Башкортостана. Однако там нам объяснили, что контроль над работой с гербицидами осуществляет Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан. Специалисты Минэкологии же занимаются только вывозом гербицидов из муниципальных районов.
Звоним в Управление Россельхознадзора по РБ.
- Действительно ли опрыскивание полей гербицидами в республике осуществляется ультрамалообъемными и малообъемными опрыскивателями, в результате чего гербициды разлетаются на большие расстояния?
- Если законом разрешено использовать такую технику, значит, те, кто с ней работают, правы, - объяснила специалист отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Лидия Каценко. - И пока использование таких опрыскивателей не будет запрещено законом, мы не сможем никого привлечь к ответственности. На сегодняшний день этот момент в законе не регламентируется. Если техника имеет санитарный паспорт, соответственно она может применяться для наземных обработок.