В конце июня, ко Дню борьбы с наркоманией республиканский Наркоконтроль организовал для журналистов пресс-тур по некоторым реабилитационным учреждениям, где алкоголикам и наркоманам помогают избавиться от зависимости. Сотрудники Наркоконтроля провезли нас по учреждениям, чьи методы реабилитации вызвали у них доверие и одобрение. Спасибо им за эту возможность.
Православный реабилитационный центр
Где: село Тастуба Дуванского района в 300 километрах от Уфы
Программа реабилитации: молитва, работа по хозяйству
Cрок пребывания: девять месяцев
Материальная основа: натуральное хозяйство, помощь благотворителей
Кто лечит: священники, сотрудники реабцентра из «бывших»
Кого принимают: всех, согласных с укладом жизни
Запреты: алкоголь, наркотики, табак, свидания с родными и друзьями, СМИ
- Когда я ехала сюда, то не представляла, как это я курить не буду. Но теперь и не вспоминаю, - рассказала прибывшая две недели назад 21-летняя Регина.
В Тастубе она, наконец, получила то, что хотела - освобождение от себя прежней. Выглядит Регина как подросток. На ней темная одежда с длинными рукавами, длинная юбка и платок на голове. С 12 лет девушка употребляла алкоголь, пробовала и наркотики, но зависимость у нее, прежде всего, алкогольная.
- Мама прочитала об этом центре в «Российской газете» и предложила мне съездить.
Пикантность ситуации в том, что Регина, по ее словам, «чистая башкирка» и «давно хотела креститься».
- Я объяснил, как мы живем, читаем молитвы, изучаем Слово Божие, семейные отношения, так как хотим, чтобы ребята обязательно нашли семейное счастье. Регина сказала, что ее это устраивает, и мы ее приняли,- рассказал руководитель реабцентра отец Роман.
Молодой красавец-священник и бывший рок-музыкант является настоятелем Спасского храма в Уфе на Ново-Мостовой и начальником отдела по работе с наркозависимыми Уфимской епархии. Он присмотрел две «усадьбы» на окраине Тастубы, в самом конце улицы Советской, переходящей в холмы и лес. Женщинам предназначили лучшее строение: на месте нежилой развалюхи с затопленным подвалом возвели двухэтажный с мансардой дом. Вместо подвала теперь кухня и хозблок, на третьем этаже «храм», где проходят службы. На втором — жилые комнаты. В холле вместо телевизора стоит компьютер со стопками дисков.
- А зачем нам телевизор? Что там смотреть? - вопросом на вопрос ответила наставница Лена. - Когда у нас есть свободное время, мы духовную музыку слушаем, передачи смотрим, нам отец Роман привозит.
О себе Лена рассказала, что она бывшая наркоманка, теперь вместе с мужем и другими сотрудниками (тоже бывшими) помогает отцу Роману. В Тастубе они дежурят по неделе.
В новопостроенной женской усадьбе пока только несколько грядок, птичник с курами, строящаяся баня, котенок и сверхдружелюбная собака. Основное хозяйство у ребят — огромный огород, сарай с кроликами, за забором мычит теленок, около будок лают собаки, на крыльце нежатся котята. Летом работы невпроворот, натуральное хозяйство— основа существования, как в настоящей деревенской семье.
- Давайте. А вы умеете? — у Димы в руках капустная рассада.
- Нет, только видела, как это делают.
- У нас, кто хоть видел, уже большим специалистом считается. Мы ведь не умеем почти ничего. Не бойтесь, у нас тут все освященное. Батюшка и землю, и саженцы благословил, все получится,- Дима говорит как бы юморные вещи, но совсем без улыбки. Чувствуется, что ему тяжело. В Тастубе он второй месяц и очень скучает по дому. В декабре у него родился ребенок, на радостях он и ушел в «вираж». Теперь жена передает через отца Романа фотографии сына.
- Несколько раз был в Юматово, был и у сектантов, офис у них на Чудинова. Мы на них работали день и ночь. Мы ведь, наркоманы, считаем, что так нам и надо… Но когда стали требовать, чтобы родители квартиру отдали… Как-то на конференции по вопросам реабилитации познакомился с отцом Романом. Со мной здесь аж два наставника, - Дима кивнул на склонившихся над грядками парней. - Видать, трудным считаюсь.
- Ну и как вам такая простая жизнь?
- Очень она не простая. Совсем не простая.
- … Ой, кажется, наши уже собираются, - «гости» группируются ближе к калитке, и я ретируюсь под тоскующими Диминым взглядом, чувствуя себя дезертиром, покидающим поле боя.
Исламский реабилитационный центр «Насихат»
Где: уфимский микрорайон Максимовка
Программа реабилитации: учебный курс исламского университета
Cрок пребывания: наркоманы — один год, алкоголики — шесть месяцев
Материальная основа: пожертвования благотворителей
Кто лечит: преподаватели, помощники из «бывших»
Кого принимают: всех, согласных с укладом жизни
Запреты: алкоголь, наркотики, табак, СМИ, свидания с родными и друзьями
Выбор места в широко известной Максимовке объясняется только тем, что именно здесь благотворители предоставили помещение - основательный особняк белого кирпича. Впрочем, теперь его попросили вернуть, и руководитель реабцентра Нурмухамет-хазрат ищет другое место. Скорее всего, оно будет в Салаватском районе. Женщин на реабилитации в данное время не оказалось. Восемь мужчин были в классе на занятиях.
- 18 часов в сутки они у нас учатся,- объяснил Нурмухамет-хазрат, - по программе Российского исламского университета. Через Коран их взгляды меняем. Вообще, слишком много шума вокруг этого дела, - неожиданно добавляет он. - Почему считается, что наркоман - особенный человек, что бывших наркоманов не бывает? Это неверно. 40 дней у них «ломка», преодоление физической зависимости. После остается зависимость только психологическая. Тут уж он сам должен решить, кто он есть. Наркомания не болезнь, это невежество. У людей просто нет нравственных принципов. Здесь мы их даже «реабилитантами» не называем. Человек раскаялся, бросил прошлое, теперь он просто ученик.
В классе несколько щуплых мужчин в тюбетейках повторяют за учителем арабские слова. Это вовсе не «ребята», а вполне взрослые мужики. Хазрат настоятельно просит не фотографировать их лица, и сами шакирды впадают в такое молчаливое смятение, что беспокоить их становится совестно.
Выходим во двор, где разбит небольшой огородик, за которым ухаживают ученики. В быту они на самообслуживании. «После окончания курса некоторые наши ученики поступают в классические исламские университеты», - с гордостью говорит Нурмухамет-хазрат. Наверное, у него нет цели сделать всех «бывших» муллами и имамами. Просто человек, настолько продвинувшийся в образовании и укрепившийся в вере - он уж точно утвердил нравственные позиции. Хазрат рассказал, что ученики все же не безвылазно находятся в школе:
- Иногда устраиваем выезды на кладбище, в психиатрическую лечебницу. Чтоб ценили жизнь.
Мэссидж внятный: именно в таких местах с большой вероятностью могли бы оказаться шакирды, если б вовремя не опомнились.
В разговоре выясняется, что сейчас в центр приехал волонтер, отучившийся здесь в прошлом году - Иван из Архангельска. Тогда он пришел пешком откуда-то со стороны Казахстана, случайно очутился в «Насихате», принял ислам и назвался так же.
- Ислам, подойди к нам, - по мобильному приглашает его хазрат. - Тут с тобой познакомиться хотят.
- Этот выбор стал возможен в результате целой цепочки случайностей. Одной не было бы - и ничего не произошло бы, - вкратце объяснил новообращенный отработанной схемой ответа.
- А у вас была алкогольная или наркозависимость?
- У меня? Э-эээ... - вдруг заулыбался в явном смущении Иван-Ислам. Ладно, замяли.
- Он не ответил, потому что у нас не принято говорить об этом, - объяснил позже Нурмухамет-хазрат. - Человек раскаялся - забыл. Новая жизнь началась. Они даже здесь только с одним человеком о своей проблеме говорят, со мной или с другим наставником. Больше никто об этом не узнает.
Рассказ еще о двух реабцентрах – в последующих номерах «ОЭГ».