«Внимание! Говорит Москва! Граждане и гражданки Советского Союза. Сегодня, 22 июня, в четыре часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие...» Это заявление Советского правительства о нападении Германии на СССР прозвучало по всей стране 22 июня 1941 года в 12 часов дня. Так жители Советского союза узнали о начале Великой Отечественной войны, которая продлилась 1418 дней.
Со дня начала войны прошло уже 70 лет. И сегодня, 22 июня, уфимцы собрались в Парке Победы, чтобы вспомнить о том, как началась война, и почтить память погибших. Здесь состоялась молодежная акция «Помним…», посвященная 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны.
В четыре часа утра в парке собрались около 250 человек: студенты, представители общественных молодежных организаций, воспитанники военно-патриотических и подростковых клубов, ветераны Великой Отечественной войны и Афганистана и все неравнодушные к этой печальной дате люди. Они постояли возле Вечного огня с зажженными свечами и послушали воспоминания ветеранов о первом дне войны.
Конечно, в четыре утра ветеранов в Парке Победы было мало. Здоровье уже не то. Но к 12 часам дня, когда в парке началась акция «Помолчим у Вечного огня», ветеранов на автобусах доставили из всех районов города. Во время минуты молчания у многих на глазах выступили слезы…
В Парк Победы в этот день прошло очень много молодежи. Ребята с интересом слушали рассказы ветеранов о первом дне войны и задавали много вопросов. «Общественной электронной газете» тоже удалось пообщаться с участниками войны и тружениками тыла и узнать, как для них началась война.
Первый день войны хорошо помнит Алия Хасановна Мухина (Рамазанова). В 1941 году она как раз закончила десять классов.
- 22 июня мы с классом пошли на пикник, - вспоминает Алия Хасановна. - Праздновали окончание школы. Пекли в лесу картошку, пили чай. Один из одноклассников поехал на велосипеде в город. А когда вернулся, сообщил нам скорбную новость. Мы быстренько собрались и пошли в город. Но прежде мы договорились на следующий день все вместе пойти в военкомат. Мальчиков сразу забрали в армию, а нам, девушкам, сказали ждать особого распоряжения. В итоге нас призвали в 1943 году. Сначала нас отправили под Сталинград в 26-й дивизион аэростатного заграждения, потом на Северный фронт – защищать порт Экономия в Архангельске. Туда прибывали корабли наших союзников. А когда там прекратились бомбежки и настало затишье, нас перевели в Прибалтику. Мы участвовали в освобождении Латвии. В Риге мы и встретили День Победы. Это был большой праздник для нас. Когда пришел старшина и сказал: «Девочки, вставайте! День Победы!» Мы повскакивали и начали кидаться подушками от радости. А потом взяли автоматы, вышли на улицу и стреляли в воздух. Такой был праздник.
Когда началась война, Ахсан Караевич Бабичев как раз служил в армии. Его призвали в 1939 году. 22 июня он находился на учебе в военном лагере.
- За три дня до начала войны нас отправили в военные лагеря под Ленинградом, - рассказывает Ахсан Караевич. - 21 июня я стоял на посту, охранял склады. В тот день к нам еще кино привезли, суббота ведь была. И когда меня сменили, я успел посмотреть кусок фильма «Последний день империи». А утром, 22 июня, в лагере раздался сигнал тревоги. Нас подняли, построили и объявили: «Товарищи, гитлеровские войска перешли границу от Белого моря до Черного». Мы обратили внимание, что еще ночью в небе начали летать наши истребители. Они, видимо, раньше нас узнали о начале войны. У нас еще Кронштадт на горизонте виден был. За день до этого в той стороне пушки бухали. Раньше мы залпов не слышали. Сначала думали, что для профилактики стреляют. А потом решили, что на них был совершен налет.
Часть, в которой служил Ахсан Караевич, была снабжена новейшим и тогда еще секретным оружием — «Катюшами». Сначала их хотели оставить под Ленинградом. Но потом решено было отправить их на оборону Москвы.
- Нам присвоили звание сержантов, хотя мы еще год должны были учиться, - продолжает ветеран. - Помню, мы тогда шутили: «Звание есть, а знаний нет». Но куда деваться. Первое время мы охраняли самолеты. Но потом прилетели немцы, и все сожгли, да еще кулак нам показали. А потом нас послали в Москву. В итоге на фронте я оказался в сентябре 1941 года.
До апреля 1942 года Ахсан Караевич участвовал в битве под Москвой. Потом попал на Курскую дугу, где был ранен. После госпиталя попал в другую часть, служба в которой тоже была связана с ракетами. Был несколько раз контужен. В итоге, не доходя до Польши, он вновь попал в госпиталь.
- Моя часть дошла до Берлина, но, к сожалению, без меня, - вспоминает ветеран. – Мне дали вторую группу инвалидности. Но я себя инвалидом не хочу считать!
Александр Алексеевич Сунцов на протяжении всей войны трудился в тылу. В 1941 году ему было 14 лет.
- Когда объявили о начале войны, для нас это было неожиданно, - вспоминает Александр Алексеевич. - Мы только переехали в Краснодар, и буквально на следующий день услышали страшное известие. Конечно, верить в это не хотелось. С одной стороны, было страшно, а с другой, была какая-то эйфория от того, что наша страна примет участие в таких глобальных событиях. При этом не верилось, что война докатится до нас. Казалось, что Краснодар далеко от всего этого. Но прошло немного времени, и мы на себе ощутили всю реальность тех событий. Мы готовили оборонительные сооружения, копали противотанковые рвы. Очень много было беженцев…
Когда началась война, моему отцу было 44 года, и его призвали на фронт. Он был артиллеристом, служил в Крыму, участвовал в тяжелейших боях и погиб в марте 1942 году. Когда наша семья получила извещение о гибели отца, я бросил школу и пошел работать на завод. С августа 1942 по февраль 1943 года мы находились в оккупации. Время было страшное. Когда город освободили, я вновь пошел работать на завод – мы восстанавливали разрушенные производство. Тогда на заводе работали подростки, старики, женщины… В конце 1944 года мне исполнилось 18 лет. Но на фронт меня не взяли, я тогда учился. Так и проработал до конца войны на заводе. Как говорится, ковал Победу в тылу.
…После минуты молчания и церемонии возложения цветов к Вечному огню и памятнику Матросову и Губайдуллину в Парке Победы состоялась еще одна акция - «Колокола памяти». Теперь в парке есть дерево Победы – оно украшено георгиевскими ленточками, и на нем висят 48 колокольчиков, которые символизируют 48 бесконечных месяцев войны.